Просмотр вопроса
Что для истинного интеллигента более характерно, снисходительность или принципиальность?
Гость
14 сентября 2011
Олег Михайлов # 14 сентября 2011 в 16:26 0
Вопрос терпимости-принципиальности интеллигента важный, но однозначного ответа не имеет. Дело в том, что при перечислении признаков интеллигентности одни авторы отмечают терпимость, толерантность, снисходительность интеллигентов, другие – принципиальность, непримиримость и даже хроническую оппозиционность.

В каких случаях интеллигент доброжелателен, снисходителен, а когда он способен проявлять жесткость и принципиальность?

Наверное, это зависит от характера человеческих слабостей, реакции на которые в том или ином случае проявляет интеллигент. Если кто-нибудь рассердился, поворчал, накричал, чего-то из обещанного не сделал, куда-то вопреки здравому смыслу ввязался и т.п., но при этом никаких признаков посягательства на ценности интеллигента не проявил, тот будет снисходителен и терпелив.  Но, поскольку истина, благополучие Родины, достоинство являются составляющими системы ценностей истинного интеллигента, любые прямые или косвенные посягательства на них воспринимаются ревностно, вызывая соответствующую реакцию. В этих случаях интеллигент способен рубануть правду-матку прямо в глаза, причем не особо подбирая выражения.

И правильно.
Олег Михайлов # 27 ноября 2014 в 18:09 0
"Скажем так - внутренняя твердость, непреклонность нравственной позиции в сочетании с внешней мягкостью ее проявления. Как это бывает? Человек и толерантен, и в себе сомневается, и точки зрения своей никому не навязывает, и к оппоненту относится с уважением... Казалось бы, такой мягкий и пушистый - погладить хочется.

Ан нет. Только до определенной границы. До того, через что он никогда не переступит. Нравственный стержень оказывается у него крепчайшим, не сломаешь, даже не изогнешь. Такого человека невозможно ни запугать, ни купить, ни заставить.

Разве что переубедить, но и то проблематично. Поэтому оппоненты, вступающие в единоборство с интеллигентом, часто чувствуют себя беспомощными и одураченными, хотя и не признаются в этом ни за какие коврижки" (Маслакова А.А. Дорасти до пуделя: еще одна версия «современной интеллигенции»).

"Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки.

Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, а то и плюнувший ему в лицо (тогда говорилось «в физиономию»), вызывал полное доверие.

Но доносить нельзя было ни на кого, даже на начальника. На начальника можно было подать официальную жалобу, еще лучше подать заявление об уходе с работы с изложением причины ухода: не хочу служить под начальством взяточника или еще что-то в этом роде. Вообще грубость не допускалась нигде, кроме как в отношениях с начальством, — странно, но факт.

Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист «не забывал бедных и своего собственного достоинства» — примерно такое было правило. <...>

Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять, тот и знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя" (Залыгин С.П. К вопросу о бессмертии).

← Назад