|
"Неинтеллигентность интеллигенции, ее вторичность вот что лежит в основе скверного к ней отношения" (Карлов Н. В. ИНТЕЛЛИГЕНТНА ЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ?).
"... большая часть гуманитарной интеллигенции стала осознавать себя как двуличную, а затем приняла двуличие и обман как норму. Очень многие впали и в цинизм" (Кара-Мурза С.Г. Разрушение культуры // Кризисное обществоведение).
"Несомненно, конформизм, скажем об этом предельно вежливо, практически всей массы людей, причисляющих себя к интеллигенции или традиционно рассматриваемых принадлежащими к таковой, сыграл свою роль в формировании негативного к ней отношения. <...>
Лицемерное притворство, лживость фразеологии, какая-то скользкая фальшивость чувствовалась и власть предержащими, и народными массами. Уважения к интеллигенции, рассматриваемой упрощенно и безосновательно как нечто целое, это не прибавляет.
Неинтеллигентность интеллигенции, ее вторичность вот что лежит в основе скверного к ней отношения" (Карлов Н.В. Интеллигентна ли интеллигенция?).
«Нынешние все более частые декларации, что образование не гарантирует интеллигентности и что в людях простых и неученых можно встретить больше интеллигентности, чем в иных профессорах, — это только значит (как мы уже говорили), что понятие интеллигентности сдвинулось в область чистой нравственности и что иные профессора, видимо, на самом деле образованны плохо» (Гаспаров М.Л. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ, ИНТЕЛЛИГЕНТЫ, ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ).
"… у постсоветской постинтеллигенции нет совести – вместо совести у них корпоративная этика" (Кантор М. Русский интеллигент).
"... в определениях интеллигенции, в том числе самоопределении, встречаются абсолютно исключающие друг друга вещи, вплоть до «я – интеллигент, но вся интеллигенция, как выразился Сатаров, …». Это не то чтобы неготовность идентифицироваться, а напротив, демонстративное противопоставление. <...>
Мне все-таки кажется, что действительно, годы, которые я хорошо знаю, 60-е-70-е, начало 80-х, при том что они вроде бы звездные годы для интеллигенции, и мифы об интеллигенции, и идеология интеллигенции, мне кажется, что самое интересное, что было тогда сделано и что так или иначе дошло до нынешнего дня, связано не с интеллигенцией, а или с профессиональной работой, или с второй культурой и диссидентством. Ни то, ни другое в чистом виде не есть интеллигенция" (Интеллигенция и интеллигентность на телеэкране // Б.Дубин).
"В годы советской перестройки интеллигенция держала массу настроениями рынка, социальной справедливости, демократии, благоденствия. Теперь держит настроениями индивидуализма - "жить для себя", "работать исключительно ради денег". В годы советской перестройки интеллигенция "раскачивала" массу, общественный строй, теперь она стабилизирует массу, став ее частью, влияя на ее настроения" (Карпухин о., Макаревич Э. "Новая" интеллигенция и интеллигенция массы).
"В условиях современной либеральной демократии часть интеллигенции, обслуживающей влиятельные социальные группы общества или будучи вынужденной идеологически обосновывать социальное и политическое положение тех, от кого она зависит, во многом утрачивает свои гуманистические возможности. В таком случае для нее оказывается благозвучнее называться интеллектуальной элитой, чем неинтеллигентной интеллигенцией. Так как новые условия зачастую не позволяют интеллигенции оставаться интеллигентной, есть искушение переименовать ее также по западному образцу в интеллектуалов. <...>
А так как не все те, кто принадлежал к интеллигенции, соответствовали создавшимся в новых социальных условиях представлениям о ней, то на долю этих людей могло выпадать и нелицеприятное отношение со стороны других социальных групп или их представителей и вопросы, подобные названию статьи Н.В. Карлова: «Интеллигентна ли интеллигенция...? »" (Климова А.В. Интеллигентность и интеллигенция).
"В среде советских интеллектуалов получили распространение клеветники, добровольные и платные доносчики, стукачи, предатели, провока¬торы, лицемеры с рабской психологией — сколько их развелось среди выпускников советской высшей школы! И все они в глазах народа выглядели представителями интеллигенции!" (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 61).
"Из рядов советской интеллигенции стремительно выделилась группа тех, кто открыто продекларировал полный разрыв с «советским прошлым» и попытался позиционировать себя как настоящую подлинную российскую интеллигенцию, возрождающую традиции дореволюционной интеллектуальной элиты. В первой половине 90-х годов ХХ века этим людям еще удавалось поддерживать тесные контакты с представителями средств массовой информации, политическими организациями и даже некоторыми властными институтами, но в середине 90-х годов и, особенно, в конце ХХ века эти контакты приобрели откровенно формальный характер или были полностью разорваны" (Сибиряков И. В. Интернет-интеллигенция: миф или реальность?).
"Русская интеллигенция как особая историческая реальность уже фрагментирована и фактически не существует вне своих обломков. На поверхности общества еще можно обнаружить внешние признаки интеллигенции: бороды, ученый профессорский язык, красиво изданные книги, разговоры у камина и прочий антураж. Но это всего лишь видимость. Нет главного - основополагающих ценностей, в свое время обозначивших появление интеллигенции и способствовавших ее полуоппозиционному выживанию при советском строе. Мир рыночной "радиации" оказался более проникающим и убийственным для интеллигенции, чем аппаратный тоталитаризм" (Покровский Н.Е. Прощай, интеллигенция!).
"Зачем высмеивать эту горьковскую интеллигенцию? Уровень их отвлеченных, интеллектуальных бесед выше, чем у современной интеллигенции. Это было еще в семидесятых. Когда была премьера «Дачников»? В 76-м? Тогда наши интеллигенты уже были заняты в основном бытовыми проблемами - где что достать. Уже прогнозировалось то, что язвами полезло сейчас. Да, Горький считал их бездуховными, но на уровне той нашей интеллигенции они тогда были духовны. Понимаете? Какая там бездуховность в «Дачниках»? А посмотрите на нынешнюю интеллигенцию. О чем разговоры? Только о деньгах, о том, кто лучше устроен. А там? То, что Горький высмеивал, - сегодня вершина духовности" (Н.А.Товстоногова, - Семен Лосев: БДТ. "Дачники". 1975-76гг.).
"Гуманитарное образование, рассуждал он, закончилось у всех его гавриков в школе. Музыкой, например, они последний раз занимались в седьмом классе, на уроках пения. С тех пор только укреплялись в своем невежестве и деградации, поскольку в университетах на биофаках никакого гуманитарного пополнения организма не происходит. Несмотря на диплом высшего образования, а также аспирантуру, то есть наивысшего образования, все равно цивилизованными людьми их считать нельзя. И в этом дремучем состоянии они хотят превратиться в профессоров и наставников. Что окончательно опозорит нашу интеллигенцию (Гранин Д.А. Зубр: Повесть. М.: Известия, 1987. С. 229).
"... интеллигенция - вовсе не чуждое России порождение южного солнца и не могла бы расти под тропиками. Она ни в какой стране не годится и не может иметь значения, кроме своего отечества, если только решится признать правоту его и слить свои идеалы с его историческою работой. Но для этого потребен великий переворот интеллигентной души, великий нравственный подвиг, на который не хватает сил, особенно потому, что подвиг нужно начинать с покаяния, с признания своих великих заблуждений. "Смирись, гордый человек!" - говорил ей Достоевский, а у самовлюбленной в своем одиночестве интеллигенции смирения именно и недостает" (Тихомиров Л.А. Национальный пророк интеллигенции (о Достоевском)).
"Вкратце можно указать лишь на присущий интеллигенции снобизм в отношении других социальных групп; критический взгляд на государственные и религиозные институты; моральный и этический нигилизм; ценностный догматизм; желание «обустроить» весь мир по собственным лекалам и ощущение собственной «выделенности»" (Александр Шмелев: Я голосовал за Путина).
"Связано это с тем, что в процессе получения высшего образования, в процессе занятий творчеством и тому прочее, у интеллигента укореняется в голове чувство собственного превосходства над обычным людом. Рабочие, врачи, учителя и иные группы граждан постепенно становятся для интеллигента "низшим сословием". Вследствие этого интеллигент начинает ожидать, что окружающее его общество будет давать ему некие плюшки в виде работы, денег и власти просто благодаря самому факту ассоциированиия рассматриваемого индивида с какими-то высшими слоями общества" (Праймериз оппозиции: исповедь интеллигента).
"И от интеллигенции меня отталкивает именно дух интеллектуальной гордыни, господствующий в этом *духовном сообществе*" (Буянов С.В. Интеллигенты в Церкви -2. Интеллигенция и хамство).
"... беда в том, что судьбы России и интеллигенции неразрывно связаны, и, как это ни странно, судьба России во многом зависит от судьбы интеллигенции.
И пока интеллигенция "вшивая", будет вшивой и Россия. И в этом беда" (Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?).
"Пока нельзя сказать, что в мире наступила эпоха простых парней, однако можно твердо сказать, что интеллигенты и аристократы в сегодняшнем мире уже не в авторитетах. Пацанские "понятия" в моде не только в Украине и России – это мировая тенденция" (Украина как все – без интеллигентов и аристократов).
"Это горькая правда, но что мы-то сделали, чтобы народ слушал нас и относился к нам с уважением? Не спрятали ли мы сами от себя свою важнейшую роль? Не уклоняемся ли от её исполнения? А как этот вопрос решён у других народов? Вот у индусов интеллигенцией была и по сию пору остаётся каста брахманов. Она не управляют обществом, не участвует в войнах, торговле, услужении. Её дело – приложение законов Вед к реалиям жизни. Брахманы - хранители и толкователи культуры индийского народа, и в Махабхарате сказано: «Если в своём попечении о брахманах правящие, словно тупоумные, не будут обуздывать свою жадность, то для всех наступит гибель».
В Китае то же. Академик В.М. Алексеев писал: «Образованный китаец является выразителем только своей культуры. Цель его в выработке стиля и навыка, которые позволяли бы ему на экзамене показать, что он постиг всю глубину древней китайской культуры и является её современным представителем»" (Капустян В. За что именно отвечает интеллигенция перед народом?).
"Если китайский, индийский или даже древнегреческий мудрец исходили из идеи, что усовершенствовать мир - это значит усовершенствовать себя, исправить свое знание о мире в случае, если оно не обнаруживает его правильность и гармонию, то носители интеллигентского сознания начинают дрейф в сторону установок, что их образованность, научные взгляды есть основание видеть себя достаточно совершенными для того, чтобы вынашивать проекты улучшения мира, и даже исправления неправильного народа на основе правильного знания о том, каким должен быть правильный мир и правильный народ" (Интеллигенция: прошлое, настоящее, будущее. Ч1).
"..."сталинская" интеллигенция вобрала в себя все лучшее от старой: жажду служения отечеству, презрение мещанства и т.д.
Но с провозглашения курса на рост благосостояния народа при "позднем" Л.И. Брежневе (а то и при Хрущеве) начался ползучий реванш мещанского самосознания, завершившийся "потребительской революцией" 90-х годов XX века" (Интеллигенция: прошлое, настоящее, будущее.Ч2).
"Дело не в приходе рынка как такового. В странах с рыночной экономикой ценят и хорошо оплачивают высококвалифицированный умственный труд. И, первоклассные специалисты, талантливая молодежь бегут от постсоветского антиинтеллектуализма, ни в грош не ставящего интеллект. Дело в характере нашего єрынкаЋ. Его основной смысл заключается в превращении природных ресурсов богатейшей страны в зарубежные активы немногих сограждан. Такому "рынку" интеллект не нужен, даже вреден. Вреден, поскольку задает лишние вопросы и мешает заниматься делом. Конечно, на подобной основе далеко не уедешь. Не создашь дееспособного государства и процветающего общества. И, что имеешь, потеряешь. Но для временщиков это никогда не было аргументом. Так что судьбы России и ее интеллигенции сцеплены намертво. Спастись или погибнуть они могут только вместе". (Виктор Кувалдин Аннотация к статье Владимира Алпатова "ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
(1917 - 1991)").
"«Интеллигенция» мало того, что кругом провалилась — она в основной своей массе еще ОМЕЩАНИЛАСЬ, трансформировавшись в обывателей и приспособленцев. Что означает: собачек и канареечек, сплетни, телевизор и демонстративное нежелание ничего знать, сытое чавканье, жирное скотское самодовольство за счет всех, кому плохо и для кого приготовлено неизменное подлое «это ваши проблемы», невозможность поделиться прочитанным И НАПИСАННЫМ и, вследствие этого, кромешное одиночество для любого, стоящего выше мещанского уровня" (Арест-Якубович К. К ВОПРОСУ О КРИЗИСЕ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ).
|