С тех пор, как идеи истинных интеллигентов были преданы анафеме, а они сами подвергнуты изгнанию, из оставшейся части населения власти старательно делали стадо. Людям внушали, что большинство всегда принимает более правильные решения, и мы привыкли жить с оглядкой на большинство. Даже, если оно уже превращено в стадо. И свое мнение лучше не высказывать, лучше не высовываться. Так жили, так и сейчас живем.
Как тогда, так и сейчас проблема заключается в том, что истинный интеллигент, - в силу своих особенностей, - не агрессивен и беззащитен, а людей, способных этим злоупотребить, большинство. Действовать ведь можно не по одиночке, а сообща, толпой.
На этот счет у кого-то из наших писателей-сатириков есть замечательный рассказ. Суть его в том, что в автобус вошел хулиган и всячески стал измываться над пассажирами. Все притихли, делая вид, что ничего страшного в этом не видят. Тогда он встал, и, обращаясь к ним, говорит: "Как вы можете такое терпеть? Вас же много, есть среди вас мужчины, неужели никто не в состоянии приструнить разбушевавшегося хулигана?". После этого присутствующие поняли, в чем дело, и началось: "Ах ты, интеллигент поганый, так ты нас разыгрывать надумал?..". Вторая часть рассказа посвящена описанию того, как дружно пассажиры измывались над интеллигентом и, в конце концов, высадили из автобуса.
Изложенная модель взаимоотношений человека с наилучшими качествами и большинства актуальна с древних времен и по сей день… "Пилат подумал: "…когда люди увидят, как сурово они поступили с Иисусом, им станет Его жалко". Но никто не выразил сострадания. Толпа кричала: "Распни Его!".
"Народу нашему свойственна давняя подозрительность, непонимание, а то и ненависть к интеллигентности и интеллигенции. Поэтому он готов поставить над собой кого угодно: кичливого барина, недоучку семинариста, безликого бюрократа, кухарку, пастуха, но только не интеллигента. Вот почему все наши потуги выбиться из грязи в князи обречены на провал" (Жемчужины мысли // интеллигентность).
|