"... интеллигентным невозможно стать. Это утверждение спорно, но я на нем настаиваю. Казалось бы, сознательно работая над собой, человек может добиться чего угодно. Иллюзия. Можно добиться всего, кроме интеллигентности. Ваша интеллигентность - это всегда заслуга ваших предков.
Значит ли это, что нет смысла стремиться к интеллигентности? Конечно, нет. Но нужно понимать - это все равно, что растить цветок, цветущий раз в сто лет. Жизнь положишь, но никогда не увидишь его цветения. И дети не увидят. А вот внуки, при определенном везении, пожалуй, увидят. Но этот праздник для них состоится, если предыдущие поколения не будут манкировать своей обязанностью - поливать цветок, удобрять - растить, одним словом. Стоит устроить себе хотя бы кратковременный отпуск - пиши пропало. Труды - насмарку. А в горшке вместо цветка - скомканная серая тряпочка" (Маслакова А.А. Дорасти до пуделя: еще одна версия «современной интеллигенции»).
"Немаловажную роль на формирование интеллигентности играло нравственное воздействие выдающихся личностей нашей истории и современности. Например, личности Ломоносова, Вернадского, Чижевского, Толстого, Достоевского, Чехова и др. Их «слово» и «дело» всегда были неразрывно связаны. Всё это оказывало огромное влияние не на одно поколение российской молодёжи и интеллигенции.
Например, супруги Вернадские. Вступив в борьбу с обер-прокурором Синода И.Г. Победоносцевым в 1892 г. добились разрешения на открытие в уезде общеобразовательных воскресных школ, подчинённых земству – местной общественности. Они ставили своей задачей широкую культурную работу в народе от организации кружков грамотности до создания передвижных библиотек и проведения лекций.
Никто их не заставлял – всё они делали, исходя из собственных побуждений, совести русских интеллигентов. Могли ведь они не делать этого, а «денно и нощно» работать на себя, над своей выбранной личной «высшей» целью, ради собственной славы. Но, жертвуя собою, своим временем, ради Отечества, они тем самым приближали Высшую цель для всего народа и человечества. А по плодовитости идей и плодотворности результатов им можно по-хорошему позавидовать... Они всегда имели человеческое достоинство и не теряли его" (Кондраков И. Быть интеллигентом).
"Можно взять любое быдло... согнать в стадо и... ПЛЕТКАМИ ЕГО!!! Веди себя интилигентно, сцуко!!! Через пару дней глядишь и ростки интилигентности проклюнутцо..." (Комментарий к статье "Отличительная особенность интеллигентного человека").
"... тезис "относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе" сделает интеллигентами многих" (Комментарий к статье "Интеллигенция — это народ ").
|