Просмотр вопроса
Можно ли воспитать в человеке интеллигентность или это качество врождённое?
Гость
2 сентября 2011
Олег Михайлов # 2 сентября 2011 в 17:26 0
Как любые способности, уровень интеллигентности в человеке зависит, как от врожденных предпосылок, так и от системы ценностей той среды, в которой он формируется как личность и в которой находит реализацию своего потенциала.

Воспитание интеллигентности происходит (или не происходит) стихийно. Если ребенок или подросток видит, что критерием успеха являются материальные атрибуты благополучия, независимо от того, каким образом они нажиты, молодой человек будет стремиться к такому же благополучию, не задумываясь о средствах. Если же он видит, что марка автомобиля или количество этажей в особняке ровно ничего для окружающих не значат, а ценятся глубокие знания, сильный характер, порядочность и т.д., он будет стремиться развивать в себе именно эти качества.

В настоящее время во всем мире находит распространение так называемая теория поколений, созданная в 1991 году американскими учеными Н.Хоувом и В.Штраусом. Эта теория оправдывает тот факт, что современные молодые люди стремятся соответствовать требованиям своих зарубежных сверстников, игнорируя ценности национального характера. А в таком оправдании, в свою очередь, содержится реальная угроза нашей национальной культуре, в том числе такому понятию, как "интеллигентность".

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Фундаментальные рассуждения о роли высшей школы в воспроизводстве интеллигенции есть у Кагана М.С.: "...миссия университета — ...делать интеллигентность осознанным качеством молодого человека, понимающего его значение в жизни человечества на нынешнем этапе его исторического развития, понимающего значение недоступного прошлым эпохам единства человечества и соответственно приоритета общечеловеческих ценностей в жизнедеятельности личности. Именно высшая школа способна продолжить, укрепить и развить начатое в средней школе и в семье воспитание интеллигентности, разъясняя в ходе преподавания всех наук опасность для судеб человечества всех сил, которые разъединяют людей — национальной вражды, социально-классовых конфликтов, конфессиональной отчужденности, противостояния поколений, доказывая архаичность и потому реакционность националистического шовинизма, классовой борьбы, религиозного фанатизма, бунта «детей» против «отцов», и убеждая в исторической необходимости диалогического способа разрешения противоречий в социальных отношениях и культуре". (/biblioteka.html).
Олег Михайлов # 27 ноября 2014 в 18:19 0
"... интеллигентным невозможно стать. Это утверждение спорно, но я на нем настаиваю. Казалось бы, сознательно работая над собой, человек может добиться чего угодно. Иллюзия. Можно добиться всего, кроме интеллигентности. Ваша интеллигентность - это всегда заслуга ваших предков.

Значит ли это, что нет смысла стремиться к интеллигентности? Конечно, нет. Но нужно понимать - это все равно, что растить цветок, цветущий раз в сто лет. Жизнь положишь, но никогда не увидишь его цветения. И дети не увидят. А вот внуки, при определенном везении, пожалуй, увидят. Но этот праздник для них состоится, если предыдущие поколения не будут манкировать своей обязанностью - поливать цветок, удобрять - растить, одним словом. Стоит устроить себе хотя бы кратковременный отпуск - пиши пропало. Труды - насмарку. А в горшке вместо цветка - скомканная серая тряпочка" (Маслакова А.А. Дорасти до пуделя: еще одна версия «современной интеллигенции»).

"Немаловажную роль на формирование интеллигентности играло нравственное воздействие выдающихся личностей нашей истории и современности. Например, личности Ломоносова, Вернадского, Чижевского, Толстого, Достоевского, Чехова и др. Их «слово» и «дело» всегда были неразрывно связаны. Всё это оказывало огромное влияние не на одно поколение российской молодёжи и интеллигенции.

Например, супруги Вернадские. Вступив в борьбу с обер-прокурором Синода И.Г. Победоносцевым в 1892 г. добились разрешения на открытие в уезде общеобразовательных воскресных школ, подчинённых земству – местной общественности. Они ставили своей задачей широкую культурную работу в народе от организации кружков грамотности до создания передвижных библиотек и проведения лекций.

Никто их не заставлял – всё они делали, исходя из собственных побуждений, совести русских интеллигентов. Могли ведь они не делать этого, а «денно и нощно» работать на себя, над своей выбранной личной «высшей» целью, ради собственной славы. Но, жертвуя собою, своим временем, ради Отечества, они тем самым приближали Высшую цель для всего народа и человечества. А по плодовитости идей и плодотворности результатов им можно по-хорошему позавидовать... Они всегда имели человеческое достоинство и не теряли его" (Кондраков И. Быть интеллигентом).

"Можно взять любое быдло... согнать в стадо и... ПЛЕТКАМИ ЕГО!!! Веди себя интилигентно, сцуко!!! Через пару дней глядишь и ростки интилигентности проклюнутцо..." (Комментарий к статье "Отличительная особенность интеллигентного человека").

"... тезис "относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе" сделает интеллигентами многих" (Комментарий к статье "Интеллигенция — это народ ").

← Назад