Просмотр вопроса
Почему в России носители интеллигентности всегда были гонимы?
Гость
2 сентября 2011
Олег Михайлов # 2 сентября 2011 в 16:39 0
Да, действительно, с давних времен и по сей день все самое достойное является в России самым гонимым. В том числе истинные интеллигенты. Это потому, что самые достойные живут своими убеждениями, а среднестатистическое большинство – инстинктами управляемой толпы.
Андрей А. # 8 сентября 2012 в 09:49 0
Круто сказано! "С давних времен и по сей день", "всё самое достойное является самым гонимым"! Очень круто! Слово "потому" призвано указать на ПРИЧИНУ означенной квази-тенденции. Так отказывается, что в России "с давних времен" не переносят "своих убеждений", что "инститнкты толпы" определяли "с давних времен" историческое лицо России. Прямо-таки пасквиль получается! Автор, пожалуй, скажет, что он НЕ ПИСАЛ про "историческое лицо", что он не пасквилянт, а истинный патриот, что я наговариваю на него. Однако смею заметить о такой простой вещи, как ВЫВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВИЙ из суждений автора, что именно ТАКОЕ следствие вытекает из сказанного автором. Вообще-то администрации сайта следовало бы продумать более тщательно некоторые вопросы. Так, в вышеназванном вопросе задана в корне неверная предпосылка вопроса, выражаемая словом "всегда".
Олег Михайлов # 10 сентября 2012 в 12:39 0
Да, Андрей Андреевич, с употреблением понятий "всегда" и "с давних времен" я на самом деле погорячился. Если быть точным, "все самое достойное" не всегда было "в России самым гонимым". Это началось с 1917 года, когда власть в свои руки взяли большевики. С тех пор они и их последователи только и делают, что сдают, высылают, обвиняют, сажают. В лучшем случае, просто придумывают небылицы и приписывают их как "ВЫВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВИЙ из суждений автора".

P.S. Оказывается, я в своем мнении не одинок: "Поскольку эволюция вида направлена на выживание, мы вправе поставить вопрос так: какие качества давали индивиду большие шансы на выживание? Ум? Талант? Честь? Чувство собственного достоинства? Моральная твердость? Нет! Все эти качества выживанию препятствовали. Носители этих качеств либо покинули страну, либо планомерно уничтожались. А какие качества выживанию способствовали? Осторожность. Скрытность. Способность к лицемерию. Моральная гибкость. Отсутствие чувства собственного достоинства. Вообще, любое яркое качество делало человека заметным и сразу ставило его под удар. Серый, средний, троечник, так сказать, оказывался в преимущественном положении. Возьми гауссовское распределение. Из него вырезается центральная часть. Наиболее сильные носители любого признака. А теперь, учитывая все эти факторы, можно строить карту генофонда имеющего место быть советского народа" (Улицкая Л.Е. Казус Кауцкого).
Олег Михайлов # 4 октября 2012 в 11:53 0
А вот еще на эту же тему: "Подозрение интеллигенции в злонамеренности и зловредности не вчера зародилось и не вдруг проявилось. Эта порочная традиция уходит вглубь времен… Когда вожди ошибались в своих решениях, наказывались те, кто первыми понимали ошибочность их решений. Когда все обездоленные покорно склонялись перед судьбой, поднявшие голову становились козлами отпущения. Эта линия прослеживается от охоты на волхвов и гонений на скоморохов до черносотенных погромов и травли инакомыслящих. Иметь свое мнение всегда было сомнительным преимуществом интеллигента. В критических обстоятельствах власть исстари натравливала не рассуждающую толпу на задумчивых одиночек, чтобы тем верней повязать всех стыдом и страхом. Вся полнота власти оставалась за государственными и общественными деятелями, а за все последствия их недальновидной политики отвечала интеллигенция – мягкотелая, либеральная, гнилая… в конце концов – вшивая. Последним словом заклеймили наивных идеалистов большевики, использовавшие самозабвенное стремление интеллигенции к социальной справедливости для захвата власти" (Ермаков В.А. Музыка во льду: последняя интеллигенция).
Олег Михайлов # 31 октября 2012 в 10:26 0
И еще: "Особо следует сказать о роли душевных переживаний, страданий, нравственных мучений и т.п. в определении нравственной элиты. Их обязательное наличие может «претендовать» на один из важных признаков нравственной элиты. Ее представители, особенно те, кто воспринимается в таком качестве на уровне российского общества в целом, в своем личном опыте, как правило, сталкивались с отвержением со стороны социального окружения или официальных властей, с различного рода социальными ограничениями и искусственно чинимыми препятствиями, гонениями и преследованиями, с необходимостью преодолевать непомерно тяжелые жизненные трудности, барьеры и т. д." (Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственная элита в российском обществе: концептуальные основы психологического исследования).

"Как справедливо заметил в свое время Ф. Ницше, тщеславие других не нравится нам тогда, когда идет против нашего тщеславия. Вот почему, даже несмотря на моду на дореволюционную Россию, неприязнь к ее "образованному сословию" просматривается очень четко в писаниях самых разных по взглядам авторов. Для одних это буржуи, сатрапы и реакционеры, для других -- масоны и предатели, виновные в гибели России. Но какой бы ни изображать, чем бы ни мазать старую российскую элиту и каких бы грехов на нее ни взваливать, а все равно ничего лучшего в стране не было: элита, она и есть элита. И это она создала ту русскую культуру, которая признана ныне всем цивилизованным миром. Культуру-то, общекультурный фон, стиль жизни, поведения и общения создает ведь не десяток "исполинов", а весь слой образованных людей: десятки тысяч учителей, офицеров, провинциальных барышень, чиновников, врачей и т. д. (в семьях которых потом и появляются эти самые "исполины"). Так что уж какими бы эти люди ни были, а то, что создали, -- создали. Другое дело, что созданная ими культура была чужда многим представителям советской интеллигенции. Эта культура, неотделимая от своих создателей, все-таки аристократична" (Кирилов С. О русской интеллигенции).

"Прочтя труды Ленина и Сталина, я осознал, как советское руководство с самого начала захвата власти и все годы позже ненавидело интеллигенцию, как они боялись ее, как старались загнать в определенные рамки" (Сойфер В. Как в СССР уничтожали науку и ученых, и какую роль сыграл в этом Сталин).

Или: "Интеллигентность беззастенчиво опровергает любимые и привычные заблуждения. Она говорит горькую правду. Для нее нет запретных тем, нет излишне деликатных вопросов, нет авторитетов, нет сакральной истины. Именно это раздражает. Именно за это ее не любят" (Карлов Н. В. Интеллигентна ли интеллигенция... // Вопросы философии. 1998. № 3. с. 16).

"Просто почти всю действительную интеллигенцию уничтожили или изгнали из страны еще в 1918–1922 годах, а затем методично, год за годом, добивали тех, кто остался, плюс столь же систематично выбивали подлинную интеллигентность из молодежи. В результате, за исключением сравнительно немногих «белых ворон», выжили те, кто сумел приспособиться к условиям тоталитаризма и кого тот сделал такими, каковы они есть. Остальным было просто не выжить" (Социальное прогнозирование. Игорь Бестужев-Лада. Часть IV. Прикладная социальная прогностика. Прогнозирование конкретных проблемных ситуаций на примере России).

"Моя интеллигентность была для меня всегда в условиях революционной работы источником самых тягостных и унизительных переживаний" (Равдоникас В.И. Машинописный оригинал заявления в СПб филиале Архива РАН).

"В пору моего отрочества (в 30-е годы) по улицам Ямского поля, во дворах Старой и Новой Башиловки, Нижней и Верхней Масловки слово интеллигент было по крайней мере бранным, а слово интеллигенция произносилось с нескрываемым презрением" (Карлов Н. В. Интеллигентна ли интеллигенция?).

"Параллельно реальной культурной революции, которая происходила в стране, порождая новую советскую интеллигенцию, ГУЛАГ стал грандиозной школой беззакония и растления, привив элементы уголовного мировоззрения десяткам миллионов граждан – не только тем, кто отсидел лично, но и “перенявшим опыт” родственникам и знакомым лагерников" (Федин Э.И. Солженицын и Шаламов).

"... русские марксисты резко отмежевывались от "интеллигенции", "интеллигентских иллюзий" и выступали на всевозможных собраниях с настоящей "проповедью интеллигентствоедства" (Колоницкий Б.И. Идентификации российской интеллигенции и интеллигентофобия (конец XIX — начало XX века)).

"А мы всегда были в меньшинстве в этой стране. Со времен Пушкина, как только возникли. Нас всегда не любили, не хотели слушать, презирали и обвиняли во всех смертных грехах. После переворота нас первыми объявили «врагами народа», обозвали говном нации, распинали на всех проработках, с особым сладострастием гноили в лагерях, против нас устраивали процессы и кампании... А мы продолжали существовать, работать, творить. Нас покупали, заставляли идти в стукачи, и кто-то покидал наши ряды, оттопыривая карман для привилегий в виде премий, дач, громадных тиражей, поездок за границу, незаслуженных званий, и так далее... А в наш орден вступали новые молодые люди, даже не подозревая об этом и не зная, на что они себя обрекают. И тоже начинали болеть за страну, думать о ее судьбе, тихо возмущаться, но это тихое возмущение порой забивало громогласие ящиков и радио..." (Солодов Р.Н. Время откровений).

"Он получил на руки коротенькую выписку из протокола комиссии и прочел ее внимательно, как читал все другие бумаги:
Слушали: Ивагин Сергей Иванович, член РКП(б) с 1920 года, партбилет ... интеллигент.
Постановили: Исключить, как типичного интеллигента, разлагающе действующего на парторганизацию"
(Гладков Ф.В. Цемент: роман. М.: Профиздат, 1987. С. 254).

"Оставшиеся «бывшие» были большей частью высококлассными специалистами в различных отраслях и глубоко порядочными людьми. За это пролетарии их жаловали не более, чем Полиграф Полиграфыч Шариков – профессора Преображенского. Использовать-то использовали, но при военном коммунизме еду и топливо выделяли разве что по мандату, подписанному лично Лениным" (Из статьи "Непростая жизнь «буржуйки»").

"В советские годы, с самых первых лет, происходил процесс выкорчевывания интеллигенции, вспомним еще раз выражение Ленина. Породить «советскую интеллигенцию» СССР не мог, в силу многонациональности Советского Союза и невозможности совместить несовместимое, а уничтожение истинной, национальной, интеллигенции проводилось, я бы сказал, с упоением" (Мелик-Шахназарян Л.Г. Интеллигенция – мост между народом и властью).

"Ученики французских эмигрантов,
Детьми освобождавшие Париж,
Сгноили жизнь на каторге в Сибири...
Так шиворот-навыворот текла
Из рода в род разладица правлений.
Но ныне рознь таила смысл иной:
Отвергнутый царями разночинец
Унес с собой рабочий пыл Петра
И утаенный пламень революций:
Книголюбивый новиковский дух,
Горячку и озноб Виссариона.

От их корней пошел интеллигент.
Его мы помним слабым и гонимым,
В измятой шляпе, в сношенном пальто,
Сутулым, бледным, с рваною бородкой,
Страдающей улыбкой и в пенсне,
Прекраснодушным, честным, мягкотелым,
Оттиснутым, как точный негатив,
По профилю самодержавья: шишка,
Где у того кулак, где штык -  дыра,
На месте утвержденья -  отрицанье,
Идеи, чувства -  всё наоборот,
Всё «под углом гражданского протеста».
Он верил в Божие небытие,
В прогресс и в конституцию, в науку,
Он утверждал (свидетель -  Соловьев),
Что «человек рожден от обезьяны,
А потому -  нет большия любви,
Как положить свою за ближних душу».

Он был с рожденья отдан под надзор,
Посажен в крепость, заперт в Шлиссельбурге,
Судим, ссылаем, вешан и казним
На каторге -  по Ленам да по Карам...
Почти сто лет он проносил в себе -
В сухой мякине -  искру Прометея,
Собой вскормил и выносил огонь.

Но -  пасынок, изгой самодержавья -
И кровь кровей, и кость его костей -
Он вместе с ним в циклоне революций
Размыкан был, растоптан и сожжен.
Судьбы его печальней нет в России"

(Волошин М. Россия (извлечения)).

"Нам же, росшим во дворах и коммуналках среди этого самого пролетариата, жившим с ним на равных, а не господами, было странно слышать выражение ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА. Для нас это не было мистической тайной, а означало пьянство, драки, поножовщину, гармошку, матерщину и лузганье семечек. И ни один истинный пролетарий культурой все это не назвал бы, потому что отличительной чертой этого пролетариата была ненависть к культуре и какая-то необъяснимая зависть. Культура — это была ведьма, которую гнали камнями, «Ишь, культурные!» — шипели со злобой соседи. И с детства я знал, что нет ничего более позорного, чем быть интеллигентным" (Буковский В.К. И возвращается ветер).

"Определенные исторические условия в нашей стране привели к тому, что интеллигенция была практически уничтожена. И даже если родители были интеллигентами третьего поколения, они не смогли передать свою интеллигентность детям. Интеллигенция была объявлена прослойкой. Общественное мнение превратило интеллигента в своего рода шута. Вспомните фильмы, где комической фигурой был врач, бухгалтер, изобретатель. В те времена руководители хвастались, что они «акаде-миев не кончали». И хотя в последующем многие из них окончили институты и даже обзавелись научными степенями, интеллигентами они не стали. Просто дипломы и степени надежно защищали их от снятия с должности. Я хорошо помню, что грамотную речь передразнивали" (Литвак M.E. Из Ада в Рай Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)).

"Когда пришел к власти пролетариат, он назвал интеллигенцию «гнилой» и стал ее истреблять. Поэтому в России и сложился такой тип «лишнего» человека" (Аннинский Л. Интеллигенция должна быть гнилой).

"Тоска по родине? – он возвращается на родину в 1934 году… Но литературовед, поэт, публицист князь Мирский был ИНТЕЛЛИГЕНТОМ – в полном соответствии с его собственным определением. Независимость его суждений советская власть не могла не заметить и не хотела простить. В 1937 году он был арестован, в 1939 умер в Магадане" (Кошкин В. Интеллектуалы. Интеллигенты).

"... любой, осмелившийся улучшить свои человеческие качества и подняться над средним уровнем, рискует быть отвергнутым, потому что так стадо наказывает тех, кто отличается от остальных. Все, кто выше толпы, вызывают подозрение и реабилитируют их только тогда, когда время подтвердит их ценность, что, как правило, происходит лишь после их смерти.

Существует молчаливое, но яростное презрение со стороны тех, кто чувствует, что истинное благородство подобных людей затмевает их самих. Часто высшим людям, не признанным при жизни, поклоняются, как богам, но лишь только после их ухода" (Соммэр Дарио Салам "Мораль XXI века").

А вот, в чем причина этого явления:

"Завистливому народу крайне трудно добиться экономического успеха, для него недостижимо даже поддержание общественного порядка. Зависть выходит из-под контроля, люди становятся врагами, а жертвами – те, кто по той или иной причине олицетворяет собой порядок, достоинство и дисциплину" (Там же).

"В работе «Искусство жить» написано:

«Тот, кто стремится к мудрости в жизни и старается жить в соответствии с духовными принципами, должен быть готов к тому, что станет объектом насмешек и порицания. Многие из тех, кто отрекся от своих личных принципов ради одобрения общества, ради удобства, чувствуют досаду при встрече с людьми, которые рассуждают философски, отказываются торговать своими духовными идеалами и стремятся к самосовершенствованию. Мы должны не упрекать этих несчастных, отказавшихся от своих принципов, а сочувствовать им. Сами же будем придерживаться того, в чем уверены.

Когда мы встанем на путь духовной эволюции, окружающие, скорее всего, будут смеяться над нами и обвинять в тщеславии. Мы должны быть скромными и методично и твердо следовать нашим моральным идеалам, тем, что в глубине сердца считаем правильными. Если мы сохраним твердость, то те, кто насмехался над нами, будут восхищаться. Но если под давлением мнения посредственностей мы начнем сомневаться в своих целях, нам будет стыдно вдвойне»" (Там же).

"Образованный и материально независимый человек всегда неудобен властям. А любой руководитель – будь он президент великой державы или глава семьи - хотел бы, чтобы его "подданные" полностью разделяли его мнение и всегда одобряли его действия. Когда у этого "подданного" появляются ненужные сомнения в правильности принятого решения или выбранного пути, то кому же это понравится? У всех правителей России негативное отношение к интеллигенции было врожденным и передавалось по наследству. Например, император Николай II не переносил даже само слово "интеллигент" и сказал однажды, что прикажет Академии наук изгнать это слово из русского языка. В.И. Ленин, который, кстати, сам был потомственным интеллигентом, тоже не жаловал интеллигенцию. Правда, он не посягал на словари, он поносил интеллигенцию непотребными словами, морил голодом, а особо выдающихся, а потому и неугодных, изгонял из страны" (Калихман Г. ЭТЮД ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ).

"Большевики сразу и точно распознали своего главного идейного оппонента и обрушили на интеллигенцию град ничем конкретно не оправданных жесточайших репрессий. Чтобы коммунистический миф стал повседневным делом всего народа, требовалось не только слепое бездумное подчинение силе, были необходимы новое сознание и искренняя вера в лучезарное будущее. Никакими разумными методами заставить думающего человека поверить в то, что разум его отвергает, невозможно. Оттого – репрессии, оттого – слепая ненависть большевиков к русской интеллигенции. Она почти сразу и вся оказалась в стане «внутрен-них врагов революции»" (Романовский С.И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции).

"Интеллигент - это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию" (Билюк И.Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек).

"Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь" (2Тим. 3:12-13).

← Назад