Просмотр вопроса
Что лежит в основе интеллигентности?
Гость
2 сентября 2011
Олег Михайлов # 2 сентября 2011 в 16:36 0
Признаки несгибаемости духа, свидетельствующей о наличии чувства собственного достоинства, - одного из проявлений подлинной интеллигентности, - можно уже видеть в поступках, поведении и образе жизни жертв Никоновской реформы - старообрядцев. К этой мысли подводят воспоминания Д.С. Лихачева: «Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурой работы, деликатностью и пр., и пр. Не нахожу слов, чтобы описать мой восторг перед ними. Хуже получилось с крестьянами бывших орловской и тульской губерний: там забитость и неграмотность от крепостного права, нужды. А поморы обладали чувством собственного достоинства. Они размышляли» (/vokrug-razgovorov-ob-inteligentnosti.html).

Но по мере социализации и специализации, кроме чувства собственного достоинства, обеспечивающего достоинство личности как индивида, самостоятельную автономию стали приобретать также чувство гражданского достоинства, отраженное в достоинстве социальных систем, элементом которых является личность, и чувство профессионального достоинства, отраженное в результатах жизнедеятельности личности и систем, в состав которых она входит в качестве специалиста. В этом тройном взаимодействии они легли в основу интеллигентности:

Олег Михайлов # 10 февраля 2014 в 17:27 0
"Именно это чувство, живое, не дремлющее чувство человеческого достоинства порождает, а вернее будит в человеке бесценные человеческие качества: совесть и стыд, ощущение справедливости и нравственности, позволяет безошибочно отличать добро от зла, черное от белого" (Бехтольд А. О чувстве человеческого достоинства)

"Ключевое качество интеллигента, на мой взгляд, – способность уважать личное достоинство. <...>

"Интеллигент умеет вести дискуссию и критически обсуждать какой-либо вопрос без обвинений в адрес противника, уважая собственное достоинство и достоинство оппонента. Внимание к личности другого формирует вежливость и такое качество как обходительность. Он всегда знает, как обратиться к собеседнику, и в беседе старается уделять внимание всем.

Безусловно, важнейшее качество интеллигента – уважение человеческого достоинства. Своего, собеседников и людей вообще. Очевидно, что именно поэтому настоящие интеллигенты часто становятся правозащитниками и пропагандистами высших ценностей – таковы примеры А. Сахарова, Д.С. Лихачева и др." (Пестерева Е. Как сделать речь более интеллигентной).

"Как  и  значительная  часть  старой  русской  интеллигенции, отец более всего  ценил непопранное человеческое достоинство, право свободно мыслить. И в   старых   порядках   отвергал   прежде   всего   ущемление  этого  права, насильственные  пути.  Он  верил  в  силу убеждения, рисовал себе свободные, открытые трибуны, форумы, где из столкновения мнений рождается истина!" (Волков О.В. Погружение во тьму).

"Я бы назвал интеллигенцию интеллектуально независимой частью общества. Это не просто образование и образованные люди, работающие в сфере интеллектуального труда. Интеллектуальная независимость является чрезвычайно важной особенностью интеллигенции. Независимость от интересов партийных, сословных, классовых, профессиональных, коммерческих и даже просто карьерных... Интеллигент теряет интеллектуальную свободу и перестает быть интеллигентом, когда принужден слепо следовать догмам какого-либо учения. Если по своим убеждениям интеллигент входит в партию, требующую от него безусловной дисциплины, действий, не согласованных с его личным мнением, то добровольная продажа себя в рабство лишает его возможности причислить себя к интеллигенции. Это очень важное утверждение... Совесть принуждает, но принуждение совести является гарантией полной свободы человека, потому что совесть принуждает изнутри, все остальные принуждения снаружи. Совесть является гарантом свободы человека-интеллигента" (Лихачев Д. С. Интеллигенция — интеллектуально независимая часть общества //Судьба российской интеллигенции. СПб., 1999. С. 31-32).

"Позицию нравственного императива личности прекрасно определил В. С. Библер: «Я не могу позволить — никому, ни во имя чего, никогда, ни одного раза — меня оскорбить, на меня накричать, меня унизить, запретить мое убеждение, преградить возможность его распространять и, главное — нарушить суверенность моего Я — тайное ядро нравственной самотождественности. И прежде всего я не могу позволить это самому себе!». По мнению отечественных авторов, именно в таком отношении к себе и к людям проявляется интеллигентность" (Рыжая Ю.Н. Интеллигенция и интеллигентность в оценках студенческой молодежи).

"Тата была глубоко порядочным, тактичным человеком, с развитым чувством собственного достоинства. Вот это и есть истинная интеллигентность, которая свойственна и многим простым людям" (Шмидт С. Сын своего отца).

"Феликс немало переживал процесс получения постоянной работы в Университете, но в это время он спокойно и с достоинством не предпринимал никаких действий, кроме тех, которые формально требовались. Я знаю ряд молодых ученых, которые для получения постоянной работы, вели себя не совсем порядочно. Феликс получил постоянную работу, не поступившись своим достоинством, своим представлением о том, как надлежит себя вести – это говорит о высочайшем стандарте поведения" (Шляпентох В.Э. Русский интеллигент Феликс Раскольников).

"Пороки русской души являются не чертами характера, а результатом разрушения человеческого достоинства" (Аксючиц В. Многомерность русского характера).

"Вспомните Грибоедова: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Это же девиз интеллигенции: служить не за страх, а за совесть, верой и правдой; служить, но не ронять своего достоинства, не холопствовать и не холуйствовать. Это плохо? Не думаю" (Протоиерей Игорь Прекуп, Интеллигенция и Церковь: почему “и”?).

Интеллигент был воплощением идейности, просвещенности, духовности, непрерывного самосовершенствования, личной нрав­ственной ответственности перед обществом за свое поведение, ко­торое должно было отличаться тонкостью и деликатностью, простотой и искренностью взаимоотношений с людьми. Поэтому в среде интеллигенции вырабатывались свои каноны красиво­го, приличного, достойного поведения. Этикетный кодекс интел­лигента включал в себя заниженное внимание ко всему внешнему, поверхностному: интерьеру, роскоши одежды, различным этикет­ным атрибутам. Демократичность, неброскость, игнорирование дорогостоящих украшений, обязательное наличие хотя бы неболь­шой библиотеки были приметами стиля жизни интеллигентного человека. Для него главным являлось не внешнее впечатление, про­изводимое им в обществе, в свете, не манеры сами по себе (хотя им и отдавалось должное), а нравственное, духовное, личностное на­чало. Вот почему среди его нравственных ценностей центральное положение занимает «истинная честь» — достоинство, то есть ка­чество, подчеркивающее самоценность личности" (Бормотова И.М. Формирование этикетного кодекса интеллигенции. Интеллигенция и интеллигентность).

Пример проявления чувства профессионального достоинства описан Никитой Николаевичем Моисеевым в книге "Как далеко до завтрашнего дня":

"В нашем доме на Сходне было три печки, которые в те далекие 20-е годы топили дровами. И все три печки клал один и тот жн печник Иван Михаилович Грызлов. Он был, прежде всего мастером в том самом настоящим понимании этого слова, которое хочется писать с большой буквы. И брал за свою работу дорого – грызловская работа должна была цениться. Как то он перекладывал одну из наших печек. Работа была закончена и дед уже собирался заплатить ему за работу. Но Ивану Михаиловичу что то в печке не понравилось. Он остановил деда и сердито сказал:"Погоди Сергей Васильевич. Ты в печах ничего не понимаешь. А придет понимающий и спросит – кто клал?. Ты что ему скажешь? Грызлов". И на следующий день он всю работу сделал заново".

"Интеллигентность имеет в своей основе искренность, совесть, некоторую долю детскости и чистоты... Все цивилизации так или иначе гибли от неискренности, от недостатка интеллигентности, которые дают надежду на преображение, на прозрение" (Ваней Е. Некоторые аспекты русского космизма).

← Назад