Просмотр вопроса
Если интеллигентность – национальная черта русских, получается, все русские интеллигентны?
Гость
2 сентября 2011
Олег Михайлов # 2 сентября 2011 в 16:33 0
У русских можно найти весь спектр человеческих пороков и добродетелей, - от предательства до подвижничества. Но самое удивительное то, что, в отличие от представителей других национальностей, русские с трудом понимают друг друга, с трудом поддаются организации, с трудом достигают коллективных целей.

Но, если хорошенько присмотреться, это свойство в концентрированном виде проявляется именно у интеллигентов. Именно они одержимы желанием навязать свое мнение, не учитывая чужого. Однако, судя по тому, что в некоторых областях нашим соотечественникам все-таки удалось достичь успехов мирового значения (космос, балет, литературное творчество), можно предположить, что есть определенная категория интеллигентов, способная трудиться как индивидуально, так и, сообща, достигая при этом высоких результатов. Это категория – истинных интеллигентов. Истинных интеллигентов действительно мало, но людей чувствительных или склонных к интеллигентности (как, впрочем, и представителей псевдоинтеллигенции) в России достаточно много. И все мы в той или иной степени интеллигентны.

См. также:
"Кто такой интеллигент?", - /faq/quest8.html#c8
"Кто такой истинный интеллигент?", - /faq/quest11.html#c11
"Что такое интеллигенция?", - /faq/quest9.html#c9
"Что такое псевдоинтеллигенция?", - /faq/quest20.html#c20
"Кто такой человек, чувствительный или склонный к интеллигентности?", - /faq/quest21.html#c21
Олег Михайлов # 17 ноября 2014 в 09:26 0
"Нет, судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем бы желал бы он стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то спасли его в века мучений; они срослись с душой его искони и наградили его навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом, и все это в самом привлекательном и гармоническом соединении. А если притом и так много грязи, то русский человек и тоскует от нее все более сам, и верит, что все это – лишь наносное и временное, наваждение диавольское, что кончится тьма и непременно воссияет когда-нибудь вечный свет" (Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 9 т. Т.9. В 2 кн. Кн.1.: Дневник писателя).

"... интеллигентность - это элитарное качество, на которое надо равняться всем остальным, поскольку именно интеллигентность в идеале должна быть признаком русской породы" (Из комментария на форуме "Весь Сосновый Бор").

"Конечно, для большинства людей должны существовать законы, поскольку они еще не способны следовать примеру духовно развитых индивидов. Полагают, что вообще не существует тех, кто способен противостоять животным импульсам, «подставить другую щеку» и не делать другим того, чего не хотел бы получить сам.

Да, таких людей мало, но они есть и неизвестны лишь вследствие слепоты человеческого общества. Даже если бы о них и узнали, то подняли бы на смех. Толпа никогда не поймет причины их «странного поведения» и, вероятнее всего, будет подозревать в аморальности" (Соммэр Дарио Салам "Мораль XXI века").

"Принципы справедливости, уважения и доверия универсальны. Мы твёрдо отстаиваем их – и, как видим, не без результата – на международной арене. Но в такой же степени обязаны гарантировать их реализацию внутри страны, в отношении каждого человека и всего общества.

Любая несправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы всё это ни исходило, и всё больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение" (Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. 1 декабря 2016 г.).

"Воспитание православной соборностью привило народу ценностную мотивацию долга, в отличие от западной рациональной мотивации пользы. В нашем обществе поведение людей оценивается не по результатам, а по соответствию принятым нормам, действия – не пользой, а правильностью. Это связано с сильным соборным самоощущением – своего единства с социальным и национальным целым и своего органичного места в нём. Соборные мотивы действий ради земли, мира или во имя общего дела всегда были доминирующими. Среди русских людей нередок тип, который стремится к самоотречению и героической жертвенности, не приносящей индивидуальной выгоды. Он интуитивно убеждён, что действия по справедливости соответствуют какой-то высшей выгоде. Служение высшему долгу и способность самопожертвования в конечном итоге приносят обществу большую пользу, что может отозваться возвышенной выгодой и для самого действующего" (Аксючиц В. Русский характер).

← Назад