На древнерусской почве, одухотворенной православными ценностями, под влиянием западного просвещения появилась самобытная культура, а у ее авторов, носителей и хранителей - беспрецедентная совокупность универсальных, общечеловеческих духовно-нравственных качеств, названная интеллигентностью. Эта совокупность представляла собой симбиоз исходных образцов лучших человеческих свойств, принадлежащих трем разным культурам, - древнеславянской, византийской и европейской[1]. В некотором смысле основу данной триаде заложила Славяно-Греко-Латинская Академия[2], функционирующая в России с 1687 года, но в основном ее существованию мы обязаны нашим классикам, - основоположникам интеллигентности (в частности А.С.Пушкину[3]) и созданной ими трехфакторной культуре, продуктами которой мы являемся[4].
Именно в России были, есть и всегда будут люди, являющиеся носителями интеллигентности. И уже только за это Россию невозможно не ценить и не любить. В отличие от образованцев, как их назвал А.Солженицын, и которых в соответствии со словарями принято называть представителями интеллигенции, истинных интеллигентов очень и очень мало. В основном они сосредоточены в России и той части ближнего зарубежья, которое воспитывалось на русской культуре. Но есть и эмигранты[5].
И, конечно же, не только в России есть люди, ценящие интеллигентность и испытывающие к ней уважение.
___________________
1. Влияние всех этих культур и поныне является сильным, существенным и весьма ощутимым, но, к сожалению, далеко не всегда в достаточной степени осознанным и признаваемым объективно неизбежным, естественным и уже поэтому заслуживающим признания и уважения.
2. Панибратцев А. В. Славяно-греко-латинская академия, -
http://terme.ru/dictionary/879/word/slavjano-greko-latinskaja-akademija.
3. Несмотря на то, что с детских лет «дана была ему эта приобщенность к Европе <…>, определяющим началом в мышлении Пушкина в пору его зрелости было духовное возвращение на родину, конкретный историзм мышления, почвенность. В этом же контексте он понимал и значение православия в исторических судьбах русского народа». (Булгаков С., прот. Жребий Пушкина, -
http://www.odinblago.ru/noviy_grad/12/2/).
4. «Мы не понимаем своих истоков. Мы редко говорим от своего имени. Мы говорим от имени кого-то. В нашем языке встречаются Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь, просто мы не отдаем себе в этот отчет. Но на самом деле, для того, чтобы язык стал таким, они должны были потрудиться. На самом деле, для того, чтобы картинка перед нашими глазами стала такой, какой она является сейчас, вот то, что мы видим, для этого культуре пришлось поработать. Мы продукты культуры» (Аствацатуров А. Джеймс Джойс и его роман «Улисс», -
http://www.youtube.com/watch?v=c_r616EreIY).
5. Таким, например, является Анатолий Мильнер (
http://professionali.ru/~10152/), организовавший сообщество "Интеллигенты 2.5" (
http://professionali.ru/Soobschestva/intelligenty_25/).