"Так кто же он, «подлинный российский интеллигент»?
Если для порожденного ельцинской бюрократией Конгресса интеллигенции этот вопрос имел риторическое значение (кого назначим, тот и будет), то для практики высшей школы он имеет стратегическое, жизненное значение, значение «этического идеала воспитания» (В. Е. Триодин)" (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 17).
"... невозможно выявить социальную группу «подлинных интеллигентов». Можно назвать только отдельные личности, «идеальных интеллигентов», «символы интеллигентности»" (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, с. 47).
"Настоящий интеллигент -— это человек, для которого духовные ценности обладают материальной убедительностью, а материальные ценности достаточно призрачны. Все остальное — образованщина. Интеллигент — миссионер совести и знаний, которые позволяют ему жить по совести" (Искандер Ф. А. Государство и совесть // Конгресс российской интеллигенции / сост. и ред. С. А. Филатов. СПб., 1998. С. 89).
"Настоящий интеллигент - это антиклерикал, открытый навстречу людям всех исповеданий, он ратует за свободу, выступает против тирании, воззрения его космополитичны, он верит в прогресс, имеет перед собой нравственные задачи и трансцендентальную цель - воздвижение невещественного храма всечеловеческого счастья" (Крусанов П.В. Плоды кухонной цивилизации (об интеллигентности)//Нева.- 2002.- С.121-132).
"Для нас интеллигентом является каждый образованный человек. Именно в этом и заключается гибельная ошибка. Учеба, образование, научный багаж - все это необходимо, но не достаточно, чтобы сделать кого-то настоящим представителем интеллигенции. Человек может быть очень эрудированным, но это еще не дает ему право называться интеллигентом.
Истинным интеллигентом является тот, у кого к интеллектуальным способностям добавляется глубоко нравственный облик, высокая идейность, способность к созиданию новых идеалов, форм жизни, духовное мужество, безграничная способность к состраданию и любви к народу в его целостности" (Тер-Арутюнян Г.Е. (Гарегин Нжде) "Вечное оружие национального духа").
"Во всяком случае, настоящий интеллигент, обладая всеми подобными атрибутами, никогда не рискнул бы объявлять себя интеллигентом, ибо всегда считает, что вышеперечисленные внутренние достоинства присущи ему в недостаточной степени. Тем более он далек от мысли поучать других, какую точку зрения они должны исповедовать, ограничиваясь изложением своей собственной, которая, однако, вовсе не зависит от мнения тех или иных господствующих группировок, ибо является следствием самостоятельных умозаключений" (Денисов А. Общественное сознание (политика, культура, этика)).
"Игорь Бестужев-Лада поражал замечанием, что интеллигент — это воплощение Бога на Земле: “Господь Бог в образе своего Сына Иисуса Христа во всех четырех Евангелиях ведет себя с людьми как истинный интеллигент” (Запесоцкий А.С. Дмитрий Лихачев и русская интеллигенция).
"Подлинный интеллигент добровольно выбирает ответственность перед миром в своей духовной деятельности. Самореализация для него совершается не вопреки миру и не напоказ, но в органическом единстве с совершенствованием мира" (Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии).
"... истинный интеллигент никогда не отступит перед трудностями, не сломается под давлением, не спрячется в кусты в трудную для народа годину испытаний" (Мелик-Шахназарян Л.Г. Интеллигенция – мост между народом и властью).
"Много ли вы видели людей, лично выстрадавших свои убеждения, а не принявшие их бездумно или небескорыстно в угоду доминирующего большинства? Многие ли из них способны к спокойному диалогу с оппонентом и владеют ли они материалом для этого? У многих ли достанет мужества открыто не согласиться с каким-либо догматом их идеологии и пойти против мнения своего большинства? И, наконец, часто ли вы встречали людей, демонстрирующих доброжелательность и искренний интерес к адекватному идеологическому антиподу, или к человеку не своего круга, достойно проходящему свой жизненный путь в чуждых ему условиях? Если вам довелось повстречать такого человека, то вас можно поздравить – вы познакомились с настоящим интеллигентом. Истинный интеллигент в процессе своего индивидуального развития сам активно строил свое мировоззрение, выстрадал свои убеждения и на этом не остановился. Он продолжает развиваться и строить, мыслить и переосмысливать, что-то менять и в чем-то меняться. А для этого необходимо известное мужество. Оно же поможет и в неизбежном противостоянии агрессивному большинству, не терпящему инакомыслия. Истинный интеллигент начисто лишен чванства, ему чужд глупый карикатурный снобизм и, как говорил Чехов, он не станет чваниться даже перед собакой. ... Скромность – еще одно украшение в нравственной короне истинного интеллигента" (Миллер Н. Интеллигенция и интеллигент).
"Сочувствие (в английском есть более объемное слово empathy), — необходимый, по его [Владимира Эммануиловича Шляпентоха, - прим. Мих.] мнению, элемент высокоразвитого общества, а также характерное качество истинного интеллигента.
... От себя я бы добавил еще одну черту свойственную истинному интеллигенту — простоту в общении. С такими людьми, как Володя — а их, увы, так прискорбно мало, всегда чувствуешь себя легко и комфортно, так как они умеют настроить вас на творческий лад, побудить непроизвольно высказывать оригинальные мысли, то есть, как бы повышаешь свою интеллектуальную планк" (Мессерер А.Э. Памяти истинного интеллигента).
"Настоящий, подлинный интеллигент исходит из того, что в любом случае, при любой власти можно и нужно честно работать на своем месте, причем выбирает такое место, где можно принести пользу в первую очередь не себе - любимому, а окружающим. Можно и сейчас учить и лечить людей за невысокую зарплату; писать для небольшого круга читателей, не рассчитывая на крупный гонорар; за малые деньги двигать вперед науку и технику в надежде, что это, в конце концов, все равно пригодится; и т.д." (Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?).
"Приходит на память одно тоже старомодное слово — «подвижничество». Я знаю, «проходил» в институте, что «хождение в народ» — это не самый верный путь русской интеллигенции в борьбе за свободу, духовное раскрепощение великого народа. Но как красив, добр и великодушен был человек, который почувствовал в себе неодолимое желание пойти и самому помочь людям, братьям. И бросал все и шел. Невозможно думать о них иначе, чем с уважением. Это были истинные интеллигенты!" (Шукшин В.М. Монолог на лестнице).
"Истинный, а не мнимый, интеллигент – это человек, который всегда стремится оставаться в обществе незаметным.
... истинный интеллигент ни за что не будет унижать другого за счет собственного возвеличивания" (Мурзин Г.И. Интеллигентный диалог).
"Разумные интеллигенты, в отличие от вечно оппозиционных, пенобурлящих образований, от «людей дела», навязывающих Русскому народу чуждые ему социальные модели, проходят с ним всю длительность страдальческого пути, учась у него. Человек, представляющий собой партию, какое либо отдельное движение, существующее наряду с другими, или только свою персону (негативная самостоятельность), является не более, чем сектантом, и лишь тот, кто представляет Бога, а значит – Симфоническую Личность, является Истинным Интеллигентом. Интеллигентное сектантство – это ветхозаветное столпотворение, разноязычие и взаимное непонимание. Подлинная Интеллигентность – это универсализм, обладание различными языками* для взаимного понимания и всеобщей Гармонии" (ВладиМир "Казачество и интеллигенция как феномены сугубо русские").
"Для меня понятие "интеллигент" не только значит, что человек достаточно хорошо образован, но и воспитан. Эти две вещи по моему мнению всё-таки идут рядом: то есть он не только много знает, как интеллектуал, но и ведёт себя прилично" (Дьюхерст М. Интеллигенция: Миф или Реальность?).
"... настоящий интеллигент, помимо своей конкретной работы (преподаватель университета или доктор), живет еще высшими запросами: что такое человек, что такое чувство родины?" (Кублановский Ю.М.). ("Желтое колесо" Юрия Кублановского).
"Интеллигент - это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию" (Билюк И.Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек).
См. также "Кто ты, о, истинный интеллигент?" на
http://forum.privet.com/viewtopic.php?f=4&t=121660&sid=86538866a6a7610e46771980d0f88982