Советская власть, увеличивая количественный состав интеллигенции, интеллигентность всеми имеющимися у нее средствами уничтожала. Честность, принципиальность, твердость характера приветствовались лишь в том случае, если они не затрагивали интересов партийных функционеров и их прислужников. И, наоборот, в номенклатурных кругах приветствовались соглашательство, угодничество, лесть, раболепие, пресмыкательство. Начиная со знаменитого ярлыка, использованного вождем мирового пролетариата в отношении интеллигенции, заканчивая размерами зарплат советских артистов, учителей, библиотекарей и т.д., всячески подчеркивалась второсортность людей этой категории[1].
Все это вело к трансформации общественного сознания и изменению в не лучшую сторону национального менталитета. В своих рассуждениях по поводу национально-культурной идентичности в России профессор кафедры социальной философии Российского государственного социального университета Ольга Борисовна Скородумова, ссылаясь на статью Льва Гудкова[2], пишет: "По мнению автора, система понижающей идентификации опирается на запросы городского люмпена, его моральных оценок и стандартов поведения. Третируются все виды творческой активности, допускается лишь организационно-рутинные или технологически-инструмен¬тальные действия. Формируется новый тип человека, существование которого становится атомизированным и изолированным одиночеством. Поведение такого человека основывается на демонстративном хамстве, <…>, открытом неуважении к другим.
Характеристика негативной идентификации, действительно имеет место в криминальной субкультуре. Жесткая иерархическая система «воров в законе», безоговорочное подчинение лидеру, пренебрежение индивидуальностью, зависимость и чувство страха перед расправой позволяют говорить о наличии резко заниженного статуса рядового члена, всеобщей ненависти и недоверии. Формирование особого уголовного языка, песенного фольклора и литературы свидетельствуют о наличии специфической субкультуры. Не случайно, привлекая материал для аргументации собственной позиции, Л. Гудков ссылается на произведения В. Шаламова, которые столь популярны в уголовном мире"[3].
____________________
1. Не менее лживо власть относилась и к рабоче-крестьянскому сословию. Провозгласив его гегемоном революции, назвав в начале свою партию в его честь рабоче-крестьянской, на самом деле никакими реальными полномочиями рабочих и крестьян она не наделяла. Вся власть была сосредоточена в руках тех, кто от рабочих и крестьян был далек по образованию, соответствующему характеру труда и образу жизни, а от интеллигенции – по морально-нравственным характеристикам.
Чтобы держать необразованное большинство на дистанции от образованного меньшинства, среди которого иногда появлялись люди, осознающие грандиозность коммунистической утопии, основанной на жертвах своих же соотечественников, власть время от времени дискредитировала интеллигенцию в глазах населения каким-либо "делом врачей" или изгнанием А.И.Солженицына.
2. Гудков Л. К проблеме негативной идентификации.
3. Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества.
|