Функции интеллигенции с точки зрения Абросимова В.Н., автора диссертации на тему "Роль интеллигенции в становлении новой российской идентичности в постсоветский период", отражены в созданной по материалам автореферата (
/rol-inteligenci-v-stanovleni-novoi-rosiiskoi-identichnosti-v-postsovetskii-period.html#c) классификации:
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
"Своей энергией и активностью ума интеллигенция призвана способствовать возвышению культуры народа, оздоровлению нравов, гуманизации общества. Она призвана направлять свою духовную энергию на сохранение культурных ценностей и нравственного климата в современной России, вносить идеи гуманизма в сознание народа, изменять мышление людей, обогащать нравственную атмосферу общества" (Звездунова Г.В., Интеллигенция и элита: поиски взаимного соответствия).
"…цель жизни и цель всякой морали в том, чтобы каждый человек выжил как существо и все человечество выжило как вид. Интеллигенция ощущает себя теми, кто профессионально заботится, чтобы человечество выжило как вид. Противопоставляет она себя всем остальным людям — тем, кто заботится о том, чтобы выжить самому" (Гаспаров М. Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность).
"57% опрошенных, придерживается того мнения, что интеллигенция должна служить государственным интересам" (Интеллигенция глазами россиян).
"... элита начинает наступление на массу с изменения ее морали. Как писал немецкий социолог Р.Михельс: "Ни одна социальная битва в истории не выигрывалась когда-либо на длительное время, если побежденный уже до этого не был сломлен морально". Борьба за массу начинается с борьбы за ее моральные и культурные ценности.
И вот здесь в битве за мораль решающую роль играет интеллигенция массы. Что кроется за этим понятием? Благодаря индустриальному, информационному прогрессу, начиная с середины прошлого века, люди сложного умственного труда - инженеры, врачи, учителя, служащие - становятся частью массы, интеллигенцией массы. Интеллигенция массы - это многочисленный слой людей массового умственного труда, получивших специальное образование и имеющих все признаки массовой психологии, это наиболее отзывчивая часть массы, аккумулирующая ее настроения и ожидания, ориентирующаяся на идеологические установки "новой" интеллигенции и активно транслирующая их на остальную массу с учетом ее социально-психологического состояния" (Карпухин О., Макаревич Э. "Новая" интеллигенция и интеллигенция массы).
"... нельзя не вспомнить слова русского философа Георгия Федотова об интеллигенции — что она всегда была «между молотом власти и наковальней народа»" (Болевая точка русской интеллигенции // Протоиерей Георгий Ореханов).
"Вот у индусов интеллигенцией была и по сию пору остаётся каста брахманов. Она не управляют обществом, не участвует в войнах, торговле, услужении. Её дело – приложение законов Вед к реалиям жизни. Брахманы - хранители и толкователи культуры индийского народа, и в Махабхарате сказано: «Если в своём попечении о брахманах правящие, словно тупоумные, не будут обуздывать свою жадность, то для всех наступит гибель» <...>
Немало народов рухнуло под тяжестью проблем. Римляне, древние египтяне, вавилоняне, инки, ацтеки создали чудесные культуры, но не сумели решить своих проблем. А кто, как не интеллигенция, только и может решить для народа его проблемы? Решать жизненные проблемы народа – основная функция интеллигенции!" (Капустян В. За что именно отвечает интеллигенция перед народом?).
"Если сословный строй создан «голой потребностью частных интересов», то интеллигенция имеет в своем основании всеобщий интерес, а потому она связана не с какой-либо отдельной социальной прослойкой или сословием, а с самосознающим духом всего народа" (Келеман Л.А. Феномен интеллигентности и его осмысление в истории философии).
"... интеллигенция должна быть прежде всего интеллигентной! Её социокультурная миссия состоит не в формальной репрезентации определённого слоя социальной структуры, а в ценностно-деятельностном проявлении, характеризующем понятие интеллигентности как совокупности наиболее существенных характеристик этого слоя" (Мельник Л.И. Интеллигенция в условиях кризисного социокультурного пространства).
"Ряд качеств лучшей части старой отечественной интеллигенции, демократизм устремлений, последовательное отстаивание своей независимости от политической власти, самостоятельность мышления, тщательно оберегаемый «кодекс чести», забота не только о своем благоденствии, но прежде всего о благе тех слоев населения, которые в силу недостатка образования и культуры имели ограниченные возможности сознательно отнестись к своему историческому творчеству, — эти черты старой интеллигенции, имеющие непосредственное отношение к осуществлению ею в любой стране своей родовой функции, имеют общечеловеческое значение" (Кислицын С.А. Феномен российской интеллигенции: исторический казус или социальный слой, обусловленный особенностями российской истории?).
"Интеллигенция – это движущая сила, если хотите, локомотив власти, даже если во властных структурах ее не так уж и много. Умная власть обязана знать настроение интеллигенции, ее отношение к тем или иным властным решениям. Знать не для репрессий, а для коррекции собственной деятельности, ибо, интеллигенция – лучший индикатор деятельности власти" (Мелик-Шахназарян Л.Г. Интеллигенция – мост между народом и властью).
"Интеллигенция в России существует потому, что у нее есть объективная социальная функция - функция хранителя культуры, критики (анализа), генератора передовых идей и стратегического духовного управления обществом. Поэтому ее обязанность - говорить правду, какой бы неприятной и «неудобной» она ни была, а на власти лежит ответственность - слушать или не слушать, принимать или не принимать плоды духовных поисков интеллигенции. В определенном смысле интеллигенция есть «орган» общественного сознания" (Петров Б.С. Интеллигент или интеллектуал?).
"Есть еще одна функция интеллигенции, о которой редко вспоминают - интеллигенция это цемент, скрепляющий единство не только России, но и Русского мира в целом. Нет ни одной другой группы людей, которая помимо профессиональных интересов и знаний, была бы так связана на уровне нравственности, языка, этнокультурной парадигмы" (Ивашинцов Д.А. Нужна ли России интеллигенция?!).
"Само существование народа зависят от того, как его интеллигенция справляется с обнаружением, изучением, обсуждением и решением конкретных проблем этого её народа. В этом главный смысл существования интеллигенции из века в век. Только это и составляет предмет её ответственности перед народом!" (Капустян В. За что именно отвечает интеллигенция перед народом?).
"И только в русской среде интеллигенция получила статус более-менее массового явления (в определенную эпоху, не сегодня). Не в смысле, большинства народа или хотя бы процентно весомого меньшинства. Особенно, если не считать советскую «образованщину», выдающую себя за интеллигентов, ту, которая после развала Союза, забыв свои интеллигентские идеалы, пустилась во все тяжкие на поприще добывания денег. Но в том смысле, что и своим количеством и качеством смогла завоевать себе высокий авторитет в народе, достаточный, чтобы и сам народ поднять на более высокую ступень в развитии от обезьяны к человеку" (Воин А.М. Интеллигенты и интеллектуалы (Дополнение к «Все о Веллере»)).
"... в основе деятельности интеллигенции практически всегда лежит не насилие, но убеждение, обретение высокого интеллектуального и нравственного авторитета в обществе" (Ширяев Н. Интеллигентно об интеллигенции).
"... мы не видим того, <...> что представители нашей российской интеллигенции определяют состояние сознания социума. Вот сейчас они не определяют состояние сознания, а определяют это состояние сознания скорее разные коммерческие структуры. Должны быть некоторые вечные ценности, и это ценности не рыночные. Вот их как раз интеллигенция должна отстаивать и утверждать. Но она тоже скорее размывается, часть ее становится интеллектуалами в западном понимании, то есть они идут на службу либо частному бизнесу, либо государству. Получается, что снова в их деятельности начинает доминировать эта же рыночная рациональность вместо следования ценностям и идеалам нерыночного типа. Для нас, для нашего социума, на мой взгляд, это чрезвычайно негативная тенденция, потому что она не позволяет нам выработать какую-то общую стратегию развития страны, какие-то общие интересы, общие идеалы, ради которых мы живем, мы воспитываем детей" (Владимир Римский "Социологи о коллективном портрете современной российской интеллигенции").
"Общество – это совокупность индивидов, но его качество не зависит от количества людей. Прогресс и эволюция всегда определялись не толпой, а избранными, интеллектуально и духовно развитыми людьми" (Соммэр Дарио Салам "Мораль XXI века").
"Нужно перестать скрывать от человека тот неоспоримый факт, что самой благородной его целью является духовное развитие и тот, кто достиг эволюции, сможет стать ценным вкладом в общество и быть примером для всех, кто стремится к самореализации" (Там же).
"Главная общественная функция интеллигенции - не профессиональная (инженер, ученый, священник и т.д.). Как особая социальная группа, интеллигенция зародилась именно в современном обществе, когда возникла потребность в установлении гегемонии через идеологию.
Именно создание и распространение идеологий, установление или подрыв гегемонии того или иного класса - главный смысл существования интеллигенции.
И установление, и подрыв гегемонии - "молекулярный" процесс. Он протекает не как столкновение классовых сил <...>, а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека" (Интеллигенция: прошлое, настоящее, будущее.Ч2).
"...функция, которая у каждого – своя, своя она и у интеллигенции. И без ее выполнения – не будет общества. Если прибегнуть, несколько вульгарно, к экономическим сравнениям, то «спрос рождает предложение». Общество нуждается в определенного рода работе и в ответ на этот запрос появляются слуги-исполнители. В сфере материальных потребностей – появляются ремесленники и технологи, организаторы производства и распределения материальных благ. В сфере духовных потребностей – появляется интеллигент, Творец и Хранитель «духовных благ», ценностей, святынь (высших ценностей), идеалов. И в этом главная, двуединая, противоречивая функция Интеллигенции: Хранить (старое) и Творить (новое)" (Смотрицкий Е.Ю. Эссе об интеллигенции).
"В идеале цель интеллигенции – ликвидировать самоё себя: в том смысле, чтобы интеллигенцией стала вся нация" (Волгин И. «Не истреблю ради десяти»).
"Социальное предназначение интеллектуалов – это выработка технологических принципов бытия – экономики, политики, социальности. Социальное предназначение интеллигенции – это выработка моральных принципов бытия, прежде всего тех нравственных ограничений, которые на рационализированное бытие необходимо накладывать.
Это чрезвычайно важная цивилизационная функция. В истории не раз возникали моменты, когда развитие технологий, совершенствование оружия, например, создавало угрозу самому существованию человечества. И только введение моральных запретов на массовое убийство, впрочем, как на убийство и насилие вообще, позволяло человечеству отодвинуться от опасной черты.
Можно провести следующую аналогию. Интеллектуалы строят дорогу в будущее, расширяя тем самым границы человеческого бытия, а интеллигенция, объединяя будущее с настоящим, создаёт правила движения по этой дороге. Она ставит необходимые знаки предупреждения: ограничение скорости, пешеходная зона, опасный поворот, тупик и так далее.
Причём интеллигенция не только вырабатывает приоритетные моральные нормы, но и сама как социокультурная общность является их носителем. Это тоже чрезвычайно важная функция. Принципы нравственности являются понятиями метафизическими: их, как правило, невозможно ни доказать, ни ввести через социальную логику. Чтобы они утвердились в реальности, необходима их непрерывная общественная демонстрация.
В обществе должен наличествовать класс людей, нравственная репутация которых не вызывает сомнений.
Исторически так сложилось, что на Западе, где церковь по отношению к государству была самостоятельной силой, индикатором нравственности служили её представители. Священник был образцом, эталоном нравственных норм. В России, где церковь была огосударствлена, носителем нравственных качеств стала интеллигенция.
Вот что здесь важно. Именно интеллигенция, вводя нравственные правила бытия, делает общество более-менее справедливым, то есть таким, которое пусть с оговорками, но принимает большинство его граждан. Например, ограничивает традиционной российской моралью жёсткие либеральные принципы конкуренции и эффективности" (Столяров А. Моральный бренд).