Человек представляет собой систему, состоящую не только из физической подсистемы (организма), но и интеллектуальной (разума) и духовной (нравственности)[1]. Первая из названных подсистем подчиняется физическим законам, вторая и третья – в основном социальным. Функция законов, вырабатываемых социумом (надсистемой), заключается в обеспечении его целостности, функциональности, развития и т.д., что все вместе на бытовом уровне мы воспринимаем как качество жизни.
Но не только от качества законов, обусловленного количеством интеллигентности у наиболее образованной части населения, но и от степени их выполнения всеми остальными категориями граждан (что определяется свойственным им количеством интеллигентности) зависит целостность, функциональность, развитие и т.д. социума. А, если абстрактное понятие «социум», используемое в данных рассуждениях, заменить более конкретным «государство», становится понятно, что качество жизни в нашем государстве зависит от количества у его граждан интеллигентности.
Эти же соображения, но высказанные другим языком, можно встреть в статье Даниила Дондурея и Кирилла Серебренникова: «Есть невероятно важная и действующая с XVIII века идея, которой и советская власть декларативно присягала. Это концепция развития личности. Она сегодня умерла. Но без такой концепции ничего не будет - ни инновационного общества, ни модернизации, ни конкурентоспособности. Останется только эксплуатация одних другими. …
Нужно сделать так, чтобы появились новые Эйзенштейны и Вавиловы, Малевичи и Мельниковы.
К сожалению, здесь ничего нельзя решить без благоволения высшей власти. Но и она должна понять, что для страны это единственный шанс. …
К сожалению, те люди, которые принимают решения, не верят, что умножение количества сложных людей в обществе автоматически решит множество проблем нашей жизни. От беспрецедентной коррупции до варварского мусора на улицах, от необъяснимой в современной Европе мужской смертности до бытового хамства. …
Мы стимулируем пусть и небольшую часть людей пожить в активном режиме саморазвития. И все это обеспечит тот самый неодномерный СЛОЖНЫЙ человек, о котором мы вначале говорили: осталось только перестать его бояться и потому унижать»[2].
____________________
1. Названия подсистем условны и допускают иную терминологию. Суть не столько в названиях, сколько в осознании их наличия, сложности и взаимосвязи, о которой определенная часть наших современников из-за своих высоких амбиций и низкого уровня культуры имеют лишь смутные представления.
2. Дондурей Д., Серебренников К. В поисках сложного человека.
|