БИТВА ЗА ДОНБАСС

Часть I.

- Дед, а дед, нам там сказку задали дописать, не поможешь?

- А тебе не кажется, что ты совсем обленился? - не подумав о собственной безопасности, вопросом на вопрос ответил я.

После полученной в очередной раз порции назидательно изложенной информации о том, на какие важные дела уходит время внука, я открыл последнюю из исписанных страниц в небрежно подброшенной мне тетради. 

«Проснулось однажды Достоинство, видит, с западной стороны приближается к нему Эго и говорит:

- Исчезни!

- Это почему? - спрашивает Достоинство.

- Я так хочу, - отвечает Эго.

- У нас здесь свои представления о том, чему быть, а чему не быть, и твои желания по данному вопросу нас совершенно не интересуют.

-  Ах, вот как! – возмутилось Эго. - В таком случае я уничтожу тебя.

Кинулось Эго в бой, но, как ни пыталось, никакими унижениями и оскорблениями одержать победу над Достоинством ему удалось.

И позвало Эго себе на помощь Злость. Сколько ни разрушали, сколько ни уничтожали все, что было создано вокруг Достоинства, ничего у них так и не вышло. Оказалось, Достоинство тоже не одиноко, - на его стороне выступила Доброжелательность.

Тогда позвало Эго Ненависть. Истязали, убивали, но и на этот раз у них ничего не получилось. Вместе с Достоинством на борьбу с недругами вышла Терпимость.

Тогда Эго позвало свою испытанную, самую коварную помощницу - Лживость. Все пространство наполнили они фальсификациями и провокациями, но под защитой Правдивости Достоинство оставалось неуязвимым. 

Тогда Эго решило

 

«Wo Es war, soll Ich werden»

… обратиться за помощью к Хитрости.

- Хорошо, я помогу тебе, - ответила та. – Ты узнаешь от меня тайну о самой опасной для Достоинства силе и сможешь использовать ее в своей борьбе. Но для этого ты должно очень внимательно меня выслушать и сделать правильные выводы.

- Вся мощь этой силы, - начала свой рассказ Хитрость, - заключается в способности разрушать все на своем пути под чужим именем. Перед ней не в состоянии устоять ни семьи, ни сообщества, ни даже государства. Очень многие империи пали под ее всемогущим влиянием, но до сих пор мало кто готов назвать истинную причину их исчезновения. Она до сих пор живет и здравствует в каждой душе, но лишь некоторые могут обнаружить ее в себе и взять под свой контроль. Имя этой силы – Гордыня.

- Эка невидаль! – разочарованно произнесло Эго, - Кто же ее не знает? Католическая церковь еще в XVI веке провозгласила Гордыню одним из смертных грехов.

- В том то и дело, - продолжила Хитрость, - что знают о ней давно, а распознавать по сей день не научились. И причина этой неразберихи в том, что Гордыню, иначе называемую чувством собственного Превосходства, отождествляют и часто путают с Гордостью - чувством собственного Достоинства. Заглянув в словари русского языка, ты само сможешь убедиться в том, что во многих из них различие между Гордостью и Гордыней мои соратники постарались скрыть. Благодаря этому Превосходство часто воспринимается как Достоинство. А поскольку и Высокомерие, и Тщеславие, и Надменность, и Кичливость, и Напыщенность, и Чванство, и Презрение, и Заносчивость, и Снобизм, и Цинизм являются проявлениями Превосходства, каждое из них, выступая под именем Достоинства, способно наносить сокрушительные удары по его авторитету. 

- Я правильно понимаю, что достаточно склонить на свою сторону Гордыню и все ее производные пополнят ряды моего войска против Достоинства? – уточнило Эго.

- Совершенно верно, - ответила Хитрость и, воспользовавшись возникшей паузой, бесшумно удалилась.

Пауза затянулась. Никогда раньше Эго не могло даже предположить, что Хитрость способна на такие ценные советы. Теперь, благодаря этой вертихвостке, борьба с Достоинством представлялась иначе и, главное, исчезло ощущение одиночества собственного «Я». Вместо него возникла расположенность к Гордыне и ее проявлениям, которые Эго из-за болезненной сосредоточенности на себе любимом никогда раньше не замечало.

Все утро следующего дня Эго кому-то звонило, что-то согласовывало, а после обеда распорядилось пригласить к себе Гордыню.

Ждать пришлось долго. Демонстрируемое Гордыней Превосходство над окружающими не только привлекало к себе внимание, но и вынуждало считаться с ним. Пробиться сквозь многочисленную свиту, состоящую из Холуйства, Раболепия, Пресмыкательства, Подхалимства, Угодничества, Лести, Заискивания и прочих прихвостней, Конформизму, выполнявшему функцию гонца, удалось не сразу. Старательно подбирая нужные слова, он, наконец, произнес:

- Ваше сиятельство, позвольте передать Вам просьбу господина Эго явиться к ним для обсуждения одного чрезвычайно важного вопроса.

Свысока глядя вокруг себя и как бы никого не замечая, Гордыня адресованное ей обращение пропустила мимо ушей. Конформизм не знал, что делать, и уже в тот момент, когда снова хотел повторить сказанное, неожиданно услышал:

- Холопство, заводи! Подобострастие, едем!

В ожидании Гордыни Эго собралось с мыслями и, когда та появилась на пороге без каких бы то ни было предисловий, выпалило: 

- Я хочу, чтоб ты помогла мне уничтожить Достоинство, распространившееся на востоке. Оно отказалось подчиниться Мне, когда Я потребовало его исчезнуть.

С трудом скрывая свое Превосходство над Эго, Гордыня, вопреки своему обыкновению, едва не рассмеялась. Наивность воспетого Зигмундом Фрейдом героя оказалось для нее несколько неожиданной. Неужели Эго и впрямь надеялось подчинить своей воле Достоинство? Тем не менее, разговор продолжила:

-  И как ты себе это представляешь?

- Мне известно о твоем могуществе, Гордыня. Знаю, не только о твоих разрушительных успехах в истории, но и об их причинах. И многоликость твоя, и способность выступать под чужим именем мне хорошо известны. Ты единственная, на кого Я могу положиться в своей борьбе, и только с тобой Я надеюсь одержать победу над ненавистным Мне Достоинством.

Словосочетание «ненавистное Достоинство» поласкало слух Гордыни и нежно отзывалось где-то внутри. Если бы кто знал, сколько неоправданных надежд связано с этим именем! Несмотря на свое могущество, Гордыня понимала, что единственным препятствием, стоящим на пути распространения западных ценностей на восток, является ее родная сестра Гордость. Признаться в этом публично ей не позволяло Себялюбие, а вот с самой собой она могла быть откровенна.

Их всего трое. Кроме них с Гордостью есть еще одна сестра, возникшая под влиянием чувства собственной Неполноценности, известная под именем Закомплексованность. Претензий к ней у Гордыни не было. Наоборот, неоднократно было замечено, что Закомплексованность очень часто уступает свое место Гордыне практически без сопротивления.

Совсем другие отношения с Гордостью. Только за последние несколько столетий она неоднократно путала планы Гордыни, пытавшейся поочередно заходить то с запада, то с востока. В начале позапрошлого столетия ей удалось убедить Б.Наполеона в его Превосходстве и, казалось, победа была совсем близка, но проснулось на востоке Достоинство и пришлось Гордыне свою затею на полвека оставить. Потом она пошла другим путем, распространившись на востоке в виде своих производных. Под их влиянием на радикально настроенную молодежь, а позже на большевиков, удалось совершить революцию и смести на своем пути Духовность, Великодушие, Благородство, Добродетельность, Учтивость, Милосердие, Рачительность и многое-многое другое. А вот Достоинство ликвидировать не удалось. Поэтому, когда Гордыня в очередной раз попыталась зайти с запада, - на этот раз в виде уверенности А.Гитлера в Превосходстве своей нации, - ей снова пришлось капитулировать перед Гордостью. Во второй раз пришлось наступать на сестрицу, распространяя свои проявления в ее тылу. М.Горбачев, поверив в Превосходство своего ума над умом своих партийных соратников, недооценил Непредсказуемость, Нахрапистость и Безапелляционность Б.Ельцина, позволив тому взять в свои руки власть в России и сначала развалить СССР, а затем создать условия для уничтожения национального Достоинства. И все, казалось бы, идет прекрасно, но как производные ни стараются, подменить собою Гордость В.Путина ни одной из них пока не удается. А тут, как назло, еще чье-то Достоинство  встало на пути Амбициозности И.Гиркина-Стрелкова и помешало втянуть Россию в войну.

Поэтому, когда Эго предложило Гордыне союз в войне с Достоинством, отказываться от него было бы глупо.

- Действовать будем сообща или по отдельности? - попыталась прощупать наличие стратегии Гордыня, одновременно демонстрируя свою готовность вступить в схватку с Гордостью и ее постылым Достоинством.

- Конечно сообща, - ответило Эго, протянув Гордыне папку, на которой было написано: «Wo Es war, soll Ich werden» (Sigismund Schlomo Freud. 

По возвращению, едва расположившись в кресле у своего рабочего стола, Гордыня раскрыла папку.

Внутри содержался документ с необычным названием «Интеллектуализация Донбасса».

В правом верхнем углу в качестве эпиграфа был написан перевод названия папки: «Там, где было Оно, должно стать Я» (Сигизмунд Шломо Фрейд).

- Неплохо, неплохо, - с удовлетворением подумала Гордыня,

Ниже эпиграфа по центру располагалось оглавление, окинув которое, Гордыня оживилась. Вместо привычных расплывчатых выражений типа «рыночные преобразования», «развитие демократии», «либерализация», «толерантность» и т.п., в глаза бросились понятия, напомнившие ей хорошо забытое старое, но овеянное какой-то ранее не встречающейся ей подкупающей конкретикой: «дискредитация Интеллигентности», «поощрение Интеллигентофобии», «развитие Псевдоинтеллигентности», «насаждение Интеллектуальности». 

Гордыня с любопытством перевернула лист и начала читать.

Во вступлении говорилось, что используемый до настоящего времени надежный прием дискредитации интеллигенции начинает давать сбои. Из-за публикации в 1974 г. статьи А.Солженицына под названием «Образованщина» все больше людей стали понимать, что претензии, адресованные людям с высшим образованием, на представителей подлинной интеллигенции распространяться не должны. После выхода в свет книги А.Соколова «Поколения русской интеллигенции» в 2009 г. исследователи стали дифференцированно относиться к понятиям «интеллигент» и «интеллектуал», что служит дополнительным препятствием при распространении обвинений в адрес интеллигенции по поводу совершения ею революции в начале и организации развала СССР в конце XX века.

Были названы другие причины, вызывающие трудности в формировании у населения негативного отношения к интеллигенции и предлагалось вместо ее обычной дискредитации разложение восточного менталитета осуществлять посредством организации и проведения мероприятий, препятствующих распространению Интеллигентности.

Первый раздел документа был посвящен описанию, что такое Интеллигентность. Руководствуясь принципом «врага нужно знать в лицо», авторский коллектив, состоящий из ценящихся на западе качеств, попытался дать развернутую характеристику этому загадочному свойству восточного менталитета, используя цитаты различных исследователей. Но лучше всего авторам раздела удалось продемонстрировать тот факт, что качества западной культуры не только не знают своих восточных коллег и, в частности, что такое Интеллигентность, но и не способны компетентного в этом вопросе исследователя отличить от шарлатана. 

Гордыня обратила на это внимание. Несколько умозаключений канадской просветительницы Л.Бурбо сначала вызвали недоумение, а потом позабавили ее:

«Человек интеллигентный — это тот, кто обладает способностью понимать «с ходу», действовать спонтанно, синтезировать, знать, что делать и что говорить в нужный момент. Он живет в настоящем мгновении, потому что ему нет нужды готовиться заранее и беспрерывно рыться в памяти ради того, чтобы хоть как-то действовать».

«А обращаешь ли ты внимание на огромное количество новейших изобретений, очень полезных нам в нашем физическом мире? Меня всегда восхищает творческий гений человека. Эти изобретения иногда на удивление просты, но они экономят нам массу времени и усилий. Можно, таким образом, констатировать, что человеческая интеллигентность продолжает развиваться!».

«Если простота является признаком интеллигентности, то можно заключить, что все усложненное к интеллигентности не относится».

«Страдание — не интеллигентно».

«Меня утешает то, что любой житель планеты Земля интеллигентнее любого другого».

- Ну, да, кругом одни интеллигенты! – с сарказмом подумала Гордыня.

Но были определения и восточных авторов, среди которых наиболее понятным и вызывающим доверие показалось описание А.Краснохолмского:

«Однажды меня спросили, что такое интеллигентность. Я ответил, что считаю интеллигентом своего неграмотного деда, который не знал этого слова, но поднимался навстречу, когда в дом входил гость, даже если это был соседский мальчишка». 

Гордыня тут же представила себя входящей в дом, из всех дверей которого навстречу ей выходят именитые старцы и, едва заметив на себе ее снисходительный взгляд, останавливаются и робко склоняют свои убеленные сединами головы.

- Неплохо было бы, - мечтательно произнесла Гордыня и продолжила чтение.

Некоторое время ее лицо было безучастным. Но потом вдруг глаза стали округляться, наливаться яростью и губы, исказившиеся от злости, произнесли:

-  Ага, вот оно что!

Гордыня еще раз пробежала глазами утверждение, автором которого значился неизвестный ей В.Глебкин:

«Интеллигентность совсем необязательно связана с ярким умом и большим талантом, но, несомненно, связана с внутренним достоинством, со сдержанностью, тактом, подчеркнутым уважением к собеседнику».

После этих слов убеждать Гордыню в том, что Интеллигентность является таким же ее непримиримым врагом, как и Гордость с Достоинством, больше не надо было. Она перешла к следующему разделу документа.

Второй раздел представлял собой логическое продолжение первого и был посвящен описанию отношений между Достоинством и Интеллигентностью. Эта взаимосвязь вытекала из представленного здесь же утверждения:

«По мере социализации и специализации, кроме чувства собственного Достоинства, обеспечивающего Достоинство личности как индивида, самостоятельную автономию стали приобретать также чувство гражданского Достоинства, отраженное в Достоинстве социальных систем, элементом которых является личность, и чувство профессионального Достоинства, отраженное в результатах жизнедеятельности личности и систем, в состав которых она входит в качестве специалиста. В этом взаимодействии все эти три вида Достоинства легли в основу Интеллигентности».

Все это выглядело довольно запутанно, и Гордыня вряд ли смогла бы разобраться в этом словоблудии, если б не сопровождающий его рисунок. Из рисунка следовало, что основу интеллигентности составляет чувство человеческого Достоинства, свойственное личности. Но каждая личность выступает в трех ипостасях: как индивид, как гражданин и как специалист. Каждой из этих ипостасей свойственно одно из чувств: как индивиду - чувство собственного Достоинства, как гражданину - чувство гражданского Достоинства и как специалисту - чувство профессионального Достоинства. В свою очередь, все эти чувства находят отражение в развитии и проявлении таких качествах, как Порядочность, Патриотизм и Профессионализм, представляющих собой целые кластеры качеств, в совокупности образующие комплекс Интеллигентности.

Иными словами, Интеллигентность это свойство личности, в котором проявляется понимание человеком, впитавшим в себя особенности русской культуры, нравственных качеств, способных обеспечить ему сохранение собственного, гражданского и профессионального Достоинства.

Гордыня пробежала глазами раздел до конца и поняла, как мало она знала до сих пор о чувстве человеческого Достоинства и как наивны были ее попытки забыть о его существовании. Оказывается, оно является основой, родовым признаком и неотъемлемой частью более мощного свойства человеческой натуры – Интеллигентности, представляющей собой совокупность кластеров Порядочности, Патриотизма и Профессионализма, в состав которых входит довольно большое количество качеств, почитаемых в русской цивилизации.

Как утверждалось, также, по Интеллигентности (а вместе с ней и по русской цивилизации) советской властью был нанесен едва ли не сокрушительный удар, когда одну часть ее носителей уничтожили, вторую отправили за границу, а третью вынудили под страхом смерти приспособиться к существующему режиму. И хоть имя Гордыни не упоминалось (на что она глубоко внутри себя все-таки надеялась), она понимала, насколько важной была ее роль по распространению своих метастаз среди доморощенной пролетарской интеллигенции.

В завершении раздела был сделан анализ типичных ошибок, совершенных при ликвидации Интеллигентности. Из него следовало, что наиболее распространенной причиной неудач является недооценка координаторами и исполнителями потенциала русской литературы, оказавшейся основным носителем, хранителем и распространителем качеств, проявляющихся в Интеллигентности.

В третьем разделе были перечислены понятия, использованные при описании стратегии предстоящей борьбы, и даны их определения. Наибольшее внимание было уделено кластерам и качествам, образующим Интеллигентность. Далее были представлены описания Интеллигентофобии, Псевдоинтеллигентности, Интеллектуальности, а также Ид и Суперэго, как элементов, тесно связанных с Эго.

Сильное впечатление произвело на Гордыню описание кластеров. Она даже сняла себе ксерокопию, поскольку входящих в них качеств было так много, что запомнить их было не реально.

Оказывается, названия кластеров (Патриотизма, Порядочности и Профессионализма) символичны, условны, но не случайны. Каждое из этих понятий не является самостоятельным, автономным, самодостаточным, а может быть проявлено, раскрыто и определено только через другие качества. То есть, если любой из этих кластеров представить системой, то Интеллигентность является для него надсистемой, а входящие в него качества подсистемами или элементами.

В описании каждого из кластеров фигурировали по тридцать пять личностных качеств. То есть, Интеллигентность более или менее конкретно можно определить при помощи ста пяти качеств. И это, как минимум, поскольку, как было сказано, данным перечнем все почитаемые на Руси качества не исчерпываются.

Вот так! После знакомства с этим огромным списком Гордыня снова призадумалась. О том, что врагов у нее много, она догадывалась, но что они, оказывается, связаны между собой, образуя кластеры и свойство Интеллигентности, даже не догадывалась. Ведь любое подобное образование обладает синергетическим потенциалом, лишающим надежд на победу даже самых отчаянных борцов.

Но наличие соратников возвращало надежды и даже вдохновляло на борьбу.

Интеллигентофобия определялась как «страх понимания, страх перед правдой, перед истиной, проявляющийся в огульной, недифференцированной критике интеллигенции и ее представителей - интеллигентов, результатом которой является формирование в сознании населения негативного отношения к Интеллигентности. Проявляется в стремлении принизить роль истинных интеллигентов в жизни общества, умышленно смешивая их с представителями псевдоинтеллигенции».

Определения Псевдоинтеллигентности почему-то не было, но представление о ней давали слова, принадлежащие драматургу и историку Д. Аль, перечислившему отличительные черты «псевдоинтеллигенции»: во-первых, деятельность «ради корысти, ради денег, ради должностей»; во-вторых, конъюнктурная смена убеждений, «чтобы лучше жить, наживаться»; в-третьих, «безудержная апологетика власти»; в-четвертых, «фальсификация прошлого, истории». 

Интеллектуальность рассматривалась как умственное развитие, и больше всего радовало Гордыню то, что она, как утверждал небезызвестный А.Соколов, «вполне согласу­ется с деспотизмом, нигилизмом, цинизмом, ксенофобией, расизмом». Учитывая, что, в отличие от Интеллигентности, Интеллектуальность никакими моральными ограничениями не связана, можно утверждать, что она согласуется не только с качествами, перечисленными именитым интеллигентоведом, но и многими-многими другими из числа так называемых отрицательных или негативных.

По поводу Эго и его ближайших коллег Ид и Суперэго в разделе говорилось, что, благодаря популярности теории З.Фрейда о структуре личности, ни одному интеллектуалу не придет в голову мысль о каком-либо личном Достоинстве, его наличии или отсутствии. Интеллектуал убежден, что любому нормальному человеку необходимо и достаточно иметь свое Эго, которое призвано примирить потребности Ид, стимулируемые подсознанием, с ограничениями, устанавливаемыми Суперэго под влиянием окружения и собственной системы морально-нравственных ценностей. А если учесть, что не только индивидуальная система морально-нравственных ценностей способна поддаваться манипуляциям, истощаться и деградировать, но и коллективная, без сомнения можно утверждать, что в настоящее время необходимость примирять Ид и Суперэго под влиянием либеральных взглядов постепенно сводится к нулю. Поэтому функция Эго из категории примирительно-индивидуальной переходит теперь в категорию враждебно-социальной, сталкивая между собой Гордость и Гордыню, насаждая на своем пути вместо Достоинства Превосходство и обеспечивая замену Интеллигентности Интеллектуальностью.

Следующий, четвертый раздел показался Гордыне наиболее интересным. Может быть, потому, что раскрывал суть стратегии, которую ей поскорее хотелось узнать, а, может, потому, что благодаря схемам, сопровождающим тексты, все в нем было предельно ясно.

Вкратце суть борьбы с Достоинством и неизменной его покровительницей сводилась к следующему.

В связи с тем, что Интеллигентность, как правило, воспринимается восточным населением не как совокупность личностных качеств, а как автономное качество, свойственное интеллигентам, предполагалось продолжить поощрение любых проявлений Интеллигентофобии, основанных на дискредитации интеллигенции. В этих целях планировалось активизировать работу по «разоблачению интеллигенции», привлекая для этого лучших специалистов в области истории, культурологии и социологии. 

В сфере образования предусматривались массовые выпуски носителей Псевдоинтеллигентности, - необразованных  морально деградированных выпускников высших учебных заведений, идентифицирующих себя с представителями интеллигенции, способных своими меркантильными устремлениями, аморальными поступками и преступными действиями вызывать у населения отвращение, страх и ненависть.  

Самые большие надежды связывались с подготовкой интеллектуалов. Надежды были небезосновательны, как минимум, по двум причинам. Во-первых, ликвидация Интеллигентности была немыслимой без предоставления амбициозным молодым людям достойной альтернативы. Во-вторых, учитывая наличие у значительной части восточной молодежи благоговения перед западной культурой, внушить в сознание подрастающего поколения, что на западе нет интеллигентов, а есть интеллектуалы, Интеллигентность же является пережитком прошлого и, что ей на смену должна прийти Интеллектуальность, особого труда не составит.

Подготовка интеллектуалов должна осуществляться с соблюдением двух важных условий. Первое, - интерес молодых людей к произведениям русской литературы должен быть сведен к минимуму. Второе, - необходимо сделать так, чтобы их представления о структуре личности опирались на теорию З.Фрейда. По замыслу разработчиков выполнение этих условий обеспечит переориентацию внимания юношей и девушек с собственного Достоинства на собственное Эго, что в конечном итоге должно ликвидировать остатки интереса к качествам, образующим Интеллигентность, и таким образом обеспечит ее замену Интеллектуальностью.

Особое внимание в разделе было уделено работе с лицами, являющимися носителями Интеллигентности. При обнаружении таковых ставилась задача их переформатирования или подготовки на них компромата. Не допускалось распространение их авторитета среди населения, особенно среди молодежи. Ни в коем случае они не должны быть образцами для подражания.

В пятом разделе были расписаны операции, и против каждой из них стояли цифры утвержденного бюджета. Цифры были внушительными. Достаточно сказать, что итоговая представляла собой не миллиарды и не десятки, а сотни миллиардов долларов США.

В шестом разделе, полностью состоящем из одной длинной таблицы, были перечислены операции, по каждой расписаны координаторы, руководители, непосредственные исполнители, сроки и сумма. 

Себя, с возложенными обязанностями руководителя операции (координатором было назначено Эго), Гордыня нашла в начале таблицы в рубрике «Первоочередные задачи». Название операции было сформулировано так: «Ликвидация Достоинства секретаря Совета безопасности Донецкой Народной республики Ходаковского Александра Сергеевича».

 

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru