4. КТО и КОГДА может участвовать в интеллигентизации отношений?

Очень важным стратегическим условием интеллигентизации является приверженность ее идеям собственников и руководителей предприятия. Без этого условия даже начинать реализацию концепции не стоит.

Вторым условием является наличие инициативной группы, состоящей из некоторого числа сотрудников, глубоко осознавших и осмысливших смысл и цели интеллигентизации. Причем, степень убежденности этих сотрудников в чрезвычайной важности интеллигентности для жизни предприятия должна быть достаточно высокой, чтобы отстаивать правоту этого утверждения перед скептически настроенными коллегами. Противостояние интеллигентности в нашем обществе по определенным причинам традиционно велико. Поэтому, как минимум, к насмешкам члены инициативной группы должны быть готовы.

Важную роль в достижении преследуемых при интеллигентизации целей могут сыграть члены семей собственников и руководителей предприятия, что наряду с другими преимуществами, может благоприятно отразиться на воспитании детей. 

Стратегической основой интеллигентизации после совершения первых шагов по ее внедрению могут служить идеи, содержащиеся в японской системе Кайдзен, предполагающей непрерывное совершенствование стандартов деятельности:

СЛАЙД:

ФИЛОСОФИЯ СИСТЕМЫ:

  • Сами по себе улучшения происходить не могут, они должны стать частью чего-то большего.

Улучшения являются стратегической основой интеллигентизации.  

  • Совершенствованию подлежит все, что делает труд человека качественным и производительным, а его самого счастливым в труде, гордым за результаты, уважающим себя и своих коллег за качество выпускаемой продукции и плодотворное сотрудничество.

Совершенствованию подлежат все корпоративные ценности, начиная с условий, заканчивая результатами труда.

  • Чтобы результат работы системы не ухудшался, необходимо систему непрерывно корректировать под изменяющиеся условия среды.

С этой целью на предприятии работают механизмы изучения общественного мнения.

  • Осознанная и укорененная система непрерывного совершенствования делает человека не просто наемным работником, приходящим на предприятие, чтобы заработать определенную сумму денег, а равноправным сотрудником, с мнением которого считаются.

Поэтому ни одно из предложений, касающееся совершенствования, не остается без внимания. 

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ И ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ:


Стандарты морально-нравственного характера тоже способны совершенствоваться. Тем более, что потребность в совершенствовании отвечает постулатам гуманистической психологии и акмеологии, выводы и рекомендации которых способны оказать неоценимую помощь руководителям предприятия в достижении целей интеллигентизации посредством вовлечения людей в общее дело подлинно демократическими методами.

СЛАЙД:

«для самоактуализирующейся личности является характерным реализация следующих потребностей: потребности в целостности (единство, интеграция с акцентом на уникальности, порядок, предметность, структура); совершенстве; завершении; справедливости; спонтанности (оживленность); продуктивности (изобилие, дифференциация, замысловатость); простоте (абстракция, ясность); красоте; благе (правильность); уникальности (индивидуальность, новизна); легкости (неутомимость, ненапряженность); игре (удовольствие, радость, радушие, юмор); правде (реализм, верность); решительности (автономия, независимость)» (Психологический толковый словарь, http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=2023000).

Вовлечение людей в производственную деятельность посредством морального стимулирования, в атмосфере взаимоуважения, на добровольной основе должно вызвать чувство сопричастности к результатам труда и соответствующего бережного, трепетного, патриотичного отношения к собственности предприятия, что, в свою очередь, является необходимым и достаточным условием возникновения у сотрудника стремления отстаивать авторитет предприятия высоким качеством производимой продукции.

Участие сотрудников в интеллигентизации может достигаться посредством таких форм индивидуальной и коллективной деятельности, как:

СЛАЙД:

Формы индивидуальной и коллективной деятельности
при осуществлении интеллигентизации

·          встречи с представителями интеллигенции;

·          беседы об интеллигентности;

·          лекции по истории русской интеллигенции;

·          семинары по осмыслению качеств, образующих комплекс интеллигентности;

·          тематические дискуссии о проявлении интеллигентности в условиях предприятия;

·          социально-психологические тренинги по обнаружению и закреплению признаков интеллигентности;

·          практикумы по распространению идей интеллигентизации;

·          конференции по подведению итогов интеллигентизации;

·          индивидуальный коучинг, как инструмент интеллигентизации руководителей;

·          Интернет-сайты (форумы, блоги, публикации, фото- и видеоматериалы) об интеллигентности и интеллигентизации;

·          печатные материалы, посвященные вопросам интеллигенции, интеллигентности, интеллигентизации.

При этом могут быть применены методы, используемые в бизнес-образовании):

  • мозговой штурм;
  • метод случайных объектов;
  • методы инцидента и анализа конкретных ситуаций.

Без применения перечисленных форм (или за их пределами), в том числе в процессе трудовой деятельности очень полезными могут быть методы, непосредственно направленные на повышение эффективности производства:

  • метод «Развертывание политики»;
  • метод «Бережливое производство»;
  • метод «Защита от ошибок»

и многие-многие другие. При этом достигается сочетание сразу трех результатов: интеллигентизации, самого метода и производства.

В качестве средства мотивации сотрудников к формированию и проявлению свойств, образующих комплекс интеллигентности, может использоваться аттестация определенных (или всех) категорий работников предприятия.

СЛАЙД:

Процедура проведения аттестации

1. В соответствии с приказом службой персонала каждый член комиссии обеспечивается списком оцениваемых им сотрудников и соответствующим количеством аттестационных бланков.

2. Членам комиссии (экспертам) предлагается, используя стандартный бланк, оценить каждого аттестуемого по 42-м параметрам (гражданским, личностным и деловым качествам) по пятибалльной шкале (степень выраженности признака), подсчитать и выставить полученный коэффициент интеллигентности, проставить дату и подпись. В случае исправлений или наличия других помарок выдается чистый бланк, и процедура оценки повторяется заново.

3. В случае если при применении метода экспертных оценок подсчет результатов в ручном режиме ввиду большого количества аттестуемых и/или экспертов затруднен, сотрудники службы персонала вводят оценки экспертов в компьютерную программу и в автоматическом режиме получают результаты (коэффициенты интеллигентности). 

4. Председатель аттестационной комиссии объявляет результаты оценивания членам комиссии и, при отсутствии опровержений, на каждого из аттестуемых сотрудников заполняется аттестационный лист.

5. В аттестационном листе находят отражение средние баллы, выставленные экспертами по каждому из параметров, итоговая разность баллов и коэффициент интеллигентности.

Аттестационный лист подписывается председателем и членами комиссии, принявшими участие в голосовании.

Сотрудник знакомится с аттестационным листом под роспись, а в случае отказа от ознакомления членами аттестационной комиссии составляется акт.

Копия аттестационного листа сотрудника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле.

6. Сотрудник имеет право в течение трех рабочих дней с момента объявления ему результатов аттестации потребовать от председателя аттестационной комиссии аргументированных комментариев по поводу выставленных ему оценок по каждому из параметров.

В этом случае председатель внимательно заслушивает экспертов, принявших участие в оценке сотрудника, и удовлетворяет требование аттестуемого.

При этом результаты аттестации не корректируются и имена экспертов огласке не подлежат.

При неявке аттестуемого работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию этого работника без его участия.

Итоговый протокол, содержащий сведения о коэффициентах интеллигентности каждого из аттестованных сотрудников подписывается всеми членами аттестационной комиссии, утверждается председателем и передается в службу персонала.

 

СЛАЙД:

АТТЕСТАЦИОННЫЙ БЛАНК

 

Фамилия имя, отчество аттестуемого сотрудника

 

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Эгоцентрическое

Социоцентрическое

Жадность

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Щедрость

Индивидуализм

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Коллективизм

Эгоизм

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Альтруизм

Нетерпимость

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Толерантность

Шкурничество

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Преданность

Корысть

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Благородство

Зависть

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Милосердие

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

Неадекватная

Адекватная

Лживость

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Честность

Безответственность

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Ответственность

Высокомерие

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Достоинство

Конформизм

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Принципиальность

Ханжество

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Пунктуальность

Цинизм

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Совесть

Чванство

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Скромность

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Деструктивная

Конструктивная

Безразличие

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Любознательность

Небрежность

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Усердие

Пассивность

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Активность

Иждивенчество

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Трудолюбие

Халатность

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Добросовестность

Консерватизм

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Новаторство

Невежество

-4

-3

-2

-1

0

0

1

2

3

4

Компетентность

ВСЕГО БАЛЛОВ:

 

 

ВСЕГО БАЛЛОВ:

 

РАЗНОСТЬ БАЛЛОВ (ΔБал.):

 

 

 

 

 

КИнт  = 1 +

ΔБал.

=

100

«_____» ________________ 20___ г.

 

 

 

 

Подпись эксперта

 

Фамилия, инициалы эксперта

                                 

 

По результатам аттестации могут быть установлены коэффициенты, влияющие на размер заработной платы:

СЛАЙД:

Решения, принимаемые по результатам аттестации

 

1. Служба персонала в десятидневный срок готовит проект итогового приказа о результатах аттестации и подает его на подпись руководителю предприятия.

В приказе находят отражение коэффициенты интеллигентности всех сотрудников, прошедших аттестацию.

2. С момента издания приказа о результатах аттестации бухгалтерия начисляет ежемесячную заработную плату сотрудникам с учетом коэффициентов интеллигентности простым умножением размера ставки (оклада) на данный коэффициент.  

3. По итогам аттестации члены аттестационной комиссии излагают свои впечатления, выводы и рекомендации сотрудникам службы персонала по вопросу совершенствования работы по интеллигентизации предприятия.

Полученную информацию сотрудники службы персонала используют при подготовке плана мероприятий, направленных на выполнение рекомендаций аттестационной комиссии. 

4. План мероприятий, направленных на выполнение рекомендаций аттестационной комиссии предоставляется на утверждение руководителю предприятия в течение 10 дней после завершения работы аттестационной комиссии.

5. Все исходные материалы (аттестационные бланки с подписями экспертов) после занесения полученных с их помощью сведений в аттестационные листы уничтожаются.

6. Трудовые споры в отношении решений, принимаемых по результатам аттестации, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

Для закрепления достижений в интеллигентизации предприятия, а также при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в данном процессе, могут быть внедрены и получить развитие образования, аналогичные офицерским судам чести:

СЛАЙД:

Военный суд че́сти (офицерский суд чести) — специальный выборный судебный орган для охраны корпоративной чести офицерства и достоинства офицерского звания. Суды чести действовали и действуют в вооружённых силах только некоторых государств. Такой суд рассматривает дела о проступках офицеров и о правонарушениях, отнесённых к его компетенции, и разбирает конфликты между офицерами (http://www. wikipedia.org).

 

Силами сотрудников могут создаваться и пополняться базы данных, содержащие:

  • списки истинных русских интеллигентов и сведения о них;
  • списки российских и зарубежных специалистов в области интеллигентоведения и результаты их исследований;
  • стандарты, программы, учебные планы, пособия по интеллигентоведению;

и т.д. Подобные базы данных могли бы служить не только нынешнему, но и последующим поколениям для изучения такого феномена русской культуры, как интеллигентность. Важную роль в наполнении таких баз информацией мог бы сыграть Ивановский институт интеллигентоведения, сотрудники которого к настоящему времени уже достигли существенных результатов.

Для осознания, осмысления, обобщения и систематизации понятий, связанных с интеллигентностью, каждым сотрудником, могут быть использованы всевозможные средства активизации мыслительной деятельности. В этом качестве могут выступать различного рода корпоративные заявления (декларации, доктрины, меморандумы и т.п.), основное внимание которых сосредоточено на одном или нескольких свойствах интеллигентности. Примером такого заявления может служить декларация об управлении, ориентированном на человеческое достоинство:

 

СЛАЙД:

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ,
ориентированном на человеческое достоинство

Управление, ориентированное на человеческое достоинство, рассматривает человеческое достоинство, как одну из важнейших категорий трудовых ресурсов со свойственными ей функциями


 

СЛАЙД:

Поэтому человеческое достоинство при распределении акцентов управления относится к категории приоритетных:


СЛАЙД:

Менеджмент предприятия несет ответственность:

·           за создание корпоративной системы ценностей, оказывающей влияние на содержание ценностей наших сотрудников;

·           за предоставление сотрудникам возможностей выбора способов самовыражения, отвечающих не только интересам предприятия, но и интересам сотрудников;

·           за своевременную и объективную оценку результатов труда сотрудников:


СЛАЙД:

При этом особое внимание со стороны руководства уделяется получению сотрудником не только материального, но и морального удовлетворения от результатов своего труда.

Согласно выводам М.Селигмана, ощущение счастья зависит от трех факторов:

  • от врожденного оптимизма, который от воли человека совсем не зависит;
  • от окружающих условий, которые от человека зависят лишь в той степени, в которой он волен их выбирать;
  • от степени удовлетворенности, которая полностью зависит от воли человека, поскольку именно он выбирает свой образ жизни.

Таким образом, чем больше у человека реализованных возможностей для получения удовлетворения, тем более он счастлив).

 


 

СЛАЙД:

Все взаимоотношения между сотрудниками и предприятием строятся на основе взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества:


СЛАЙД:

В своей деятельности руководители предприятия опираются на категории, позволяющие каждому сотруднику глубоко осознать, осмыслить и по достоинству оценить человеческое достоинство:


Если при интеллигентизации предприятия используются возможности корпоративного сайта, сотрудники могут задавать интересующие их вопросы, касающиеся интеллигентности и интеллигентизации, отвечать на вопросы коллег или других пользователей, принимать участие в обсуждении ответов и комментариев. 

Весь процесс интеллигентизации предприятия условно можно разбить на три основных этапа:


СЛАЙД:

I этап интеллигентизации предприятия
(теоретический)

На этом этапе:

  • формулируется гипотеза о значении, роли и потенциале интеллигентизации в решении насущных проблем жизнедеятельности предприятия;
  • изучаются существующие способы модернизации предприятий, альтернативные предложенному;
  • обосновываются причины, по которым именно интеллигентизации отдается предпочтение при выборе инструментария модернизации предприятия;
  • анализируется опыт интеллигентизации населения в предыдущие периоды нашей истории с целью предупреждения ошибочных суждений и заведомо утопических надежд;
  • изучаются публикации и результаты научно-исследовательской работы по данной тематике в целях подтверждения или опровержения гипотезы и выработки четких представлений о существующих в ноосфере возможностях ее реализации.


СЛАЙД:

II этап интеллигентизации предприятия
(прикладной)

На этом этапе:

  • документы, подтверждающие целесообразность использования интеллигентизации в качестве инструментария модернизации предприятия;
  • документы, дающие конкретное представление о целях интеллигентизации предприятия и способах их достижения;
  • документы, позволяющие каждому участнику процесса интеллигентизации предприятия увидеть свои задачи, место и роль;
  • документы, устанавливающие взаимосвязь между целями, задачами, формами, методами и средствами интеллигентизации предприятия;
  • документы, регламентирующие последовательность и порядок проведения мероприятий по интеллигентизации предприятия.

 


СЛАЙД:

III этап интеллигентизации предприятия
(практический)

На этом этапе:

  • актуализацию понятия интеллигентности и ее составляющих в сознании участников процесса интеллигентизации;
  • мотивацию участников процесса интеллигентизации по внедрению ценностей, обеспечивающих достижение обозначенных целей;
  • раскрытие темы перед участниками процесса интеллигентизации (понятие интеллигентности, комплекс интеллигентности, качества, образующие комплекс интеллигентности, признаки интеллигентности, примеры интеллигентности);
  • погружение участников процесса интеллигентизации в тему (внедрение, закрепление и развитие интеллигентности среди сотрудников, проявление и поощрение интеллигентности);
  • изучение положительного опыта и создание баз данных для распространения идей интеллигентизации на другие предприятия.

 

 К ОГЛАВЛЕНИЮ

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru