3. КАК может осуществляться интеллигентизация отношений?

О.И. Димитричева в своей диссертации «Интеллигентность как социально-духовное явление» (http://www.dissercat.com) пишет:

СЛАЙД:

«Для самоформирования интеллигентности личность должна осознать значимость этого качества и стремиться к его сознательному развитию через самовоспитание и самообразование. На этом пути необходим каждодневный труд над собой, своими недостатками, помыслами, размышления над совершенными поступками. Этот путь - удел немногих, но позволяет достичь высокого уровня интеллигентности. Это один из способов формирования интеллигентности, другой - жизнь в среде интеллигентных людей, когда человек во многом бессознательно впитывает в себя соответствующий срез культуры, воспринимает поступки окружающих людей и стремится поступать подобно им».

По-разному можно относиться к современной жизни, но нельзя не признать того факта, что никогда в истории человечества не было таких возможностей для самовоспитания и самообразования, как сегодня. Кроме того, никогда в истории человечества не было таких возможностей, как сегодня для того, чтобы человек сам мог выбрать для себя «жизнь в среде интеллигентных людей». Дело другое, мы не всегда к этому стремимся, поскольку не достаточно четко представляем себе величайшую миссию интеллигентности в формировании не только индивидуального сознания, но и нашей национальной идентичности. Концепция интеллигентизации отношений призвана актуализировать в сознании сотрудников предприятия эту миссию.

В книге «Важнее, чем политика» (http://www.litres.ru) ее автор Александр Архангельский приводит слова Людмилы Улицкой об Александре Мене:

СЛАЙД:

«…он не крушил старое, не затевал новое, а открывал человеку спящие в нем возможности».

Думается, решая задачи интеллигентизации, следует чаще воспроизводить в памяти это замечательное высказывание, поскольку сама идея формирования положительного отношения к интеллигентности, хотя и выглядит несколько непривычно, но чем-то новым для России не является и фактически открывает русскому человеку «спящие в нем возможности».

И надо признать, что одно из величайших достоинств концепции интеллигентизации заключается в том, что она провоцирует интерес к богатейшему наследию мудрости, оставленному нам лучшими представителями русской интеллигенции конца XIX-начала XX столетий. А это наследие поистине неисчерпаемо и необыкновенно содержательно. Оно может использоваться как писания святых отцов для прояснения сознания, для поиска ответов на многие-многие актуальнейшие вопросы современности, для выбора правильного пути в будущее. Это не значит, что в советском периоде не было или сегодня нет подобных кладезей знаний. Есть. Но они несравненно скромнее.

Дело в том, что они знали не изуродованную Россию. Неграмотную, противоречивую, взбалмошную, но не лишенную совести, чести и достоинства. В той России эти качества были не простым звуком, а имели глубокий смысл. Советская власть, взяв на себя слишком много властных полномочий, уничтожила не только капитализм, а с ним и эффективную экономику, не только крестьянство, а с ним и сельское хозяйство, не только церкви и монастыри, а с ними и духовность. Она уничтожила в людях способность брать на себя ответственности столько, сколько они способны нести. Поэтому сейчас идет борьба за власть, но не за ответственность. Отличие одной от другой заключается в том, что для власти понятия совести, чести и достоинства – пустой звук и не более, а для тех, кто способен нести ответственность, - совесть, честь и достоинство являются критериями ее исполнения.

Чтобы эти понятия реанимировать на уровне государства, нужно не только в школьных классах и университетских аудиториях их произносить, когда рассматривается соответствующая тема, а всем миром судорожно выискивать в размышлениях старых русских интеллигентов рациональные зерна и сажать их в благодатную русскую почву, невзирая на заморозки, суховеи и проливные дожди. Благоприятной погоды не ожидается, но этот путь единственный. Проигнорировав наследие русских интеллигентов, мы или, точнее, наши потомки вынуждены будут руководствоваться наследиями сионских, японских, китайских, американских, английских, каких угодно мудрецов, но только не своих. Но, как известно, инородное приживается не всегда.

Второе достоинство заключено в потенциале, содержащемся в наших современниках. Ведь интеллигентизация предоставляет великолепные возможности огромному количеству специалистов в области психологи, педагогики, истории, филологии, да просто интеллигентных людей, применить свои знания на практике, поделиться своим опытом с соотечественниками, показать всем нам пример интеллигентности.  

В широком же смысле интеллигентизация отношений должна осуществляться на основе нескольких очень важных принципов. Они способны внести свой вклад в устранение разногласий между инициаторами и участниками интеллигентизации в процессе ее подготовки и осуществления. Их перечень и содержание могут по ходу дополняться, конкретизироваться, уточняться. А поскольку несоблюдение принципов способно пагубно отразиться на качестве реализации идеи, каждому участнику интеллигентизации следует глубоко их осознать, осмыслить,  принять к сведению и руководствоваться ими в своей практической деятельности.

Вот эти принципы:

  1. Опора на исторический опыт и национальные особенности

Формирование в менталитете русского человека качеств, образующих комплекс интеллигентности, можно представить себе так:

·        всегда русская душа стремилась к истине, правде, жить старались по правде, по совести (Лебедев Л. Великороссия: жизненный путь):

СЛАЙД:

«Правда» у русских – понятие всеобъемлющее. Это и «Божия правда» как ученье о Боге и міре, и как законы жизни, данные в заповедях Божиих и наставлениях отцов и учителей Церкви; это и личная праведность человека; это и право, закон в юридическом смысле. Первый свод законов у нас назывался «Русская Правда» («Правда Росьская»). Жить «по совести» – то же, что «жить по правде»

·        любовь к матери, роду, общине, родной земле после битвы на Куликовом поле (1380 г.) трансформировалась в преданность Родине, которая была не просто востребованной, а превратилась в условие существования России, как суверенного государства (Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости):

СЛАЙД:

«Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма»

·        cо второй половине XVIII столетия (1769 г. - издание «Истории о славном ламанхском Рыцаре Дон Кишоте») под европейским влиянием все большую популярность среди просвещенной части молодежи обретает чувство собственного достоинства, носителями которого до тех пор были гонимые церковью старообрядцы (Багно В.Е. Русское донкихотство как феномен культуры):

СЛАЙД:

«Положение России оказывается потому особенно завидным, что она при этом не утрачивает своих рыцарских качеств»

Изложенное позволяет высказать предположение о том, что, как педантичность для немца или предприимчивость для еврея, так интеллигентность является отличительной чертой истинно русского (т.е., русского по духу) человека и с образованием она связана лишь настолько, насколько это необходимо для усвоения особенностей русской культуры.

СЛАЙД:


 Естественно, ни на какую статистическую достоверность или математическую точность данный график, не претендует. Он всего лишь отражает тенденции подъема/снижения количества носителей того или иного вида интеллигентности под влиянием определенных исторических событий.

Еще данный рисунок иллюстрирует тот факт, что только истинная интеллигентность является ответом и естественным продолжением поиска русским человеком правды, спокойствия, гармонии. Именно ее, формировавшуюся столетиями, можно назвать подлинным национальным качеством русского человека. И только истинная интеллигентность, унаследовавшая весь опыт формирования русской ментальности (постижение правды – ответственность за судьбу родной земли – чувство национального и собственного достоинства), сумела не только сохранить себя, но и может рассматриваться как гарант сохранения русскости во все грядущие времена.

Что же касается революционной и советской интеллигентности, они сформированы на искусственных ценностях и поэтому оказались явлением временным.

Изложенное выше позволяет утверждать, что интеллигентизацию следует рассматривать не как насаждение чего-то инородного, а как возрождение исконно русских национальных особенностей, незаслуженно подвергнутых искоренению.

  1. Освоение и внедрение лучших образцов мирового опыта

Несмотря на продекларированную опору на национальные ценности, интеллигентизация ни в коем случае не отвергает право на внедрение в практику работы предприятия лучших образцов зарубежного опыта. Наоборот, процессы интеллигентизации и освоения мировых достижений в области корпоративного менеджмента способны стать двумя взаимосвязанными, взаимодополняющими и взаимообогащающими явлениями.

Например, трудно себе представить качественное внедрение, например, системы «Развернутая политика», без добросовестного отношения сотрудников к выполнению своих обязанностей. С другой стороны, использование этой системы способно существенно отразиться на профессионализме сотрудников и качестве выполнения ими своих обязанностей.

Точно также внедрение в практику работы коллектива системы «Бережливое производство» немыслимо без хозяйственного отношения сотрудников к имуществу предприятия и результатам его деятельности. В свою очередь, итогом освоения этой системы является более бережное отношение работников к средствам и ресурсам производства, что является необходимым условием проявления патриотического отношения к предприятию. 

СЛАЙД:


Также невозможно переоценить значение систем «Кайдзен» или «Подачи предложений» для такой важной потребности, как самореализация, от степени удовлетворения которой зависит моральное состояние сотрудника и его отношение к работе. А, с другой стороны, без наличия в человеке достаточного уровня порядочности, проявляющейся в его стремлении к цивилизованным способам самореализации, внедрение этих систем в полной мере практически невозможно.

Наконец, известно, что на Западе давно применяются различные методики, направленные на активизацию мыслительной деятельности и производственной инициативы сотрудников, и многие из них отвечают целям и задачам интеллигентизации. А интеллигентизация по своей сути является условием необходимым и достаточным для качественного освоения и эффективной реализации этих методик. Безусловно, внедрение зарубежного опыта без учета особенностей российской действительности бессмысленно. Именно поэтому, стержнем, на который может быть нанизан изучаемый и внедряемый на предприятии мировой опыт, может стать интеллигентизация, основанная на наших национальных ценностях.

  1. Ставка на психологическую науку и междисциплинарный подход

Большинство современных российских предприятий управляются людьми, так или иначе, в той или иной степени унаследовавших и впитавших в себя традиционные ценности советской эпохи. Среди этих ценностей есть и такие, которые в совокупности можно назвать представлениями о правильном стиле управления. Понятно, что авторитарная система вряд ли была способна создать что-либо ориентированное на потребности человека даже на уровне прецедента. Поэтому, принцип «Я начальник, - ты дурак» в те времена имел универсальный характер, повсеместное применение и непререкаемый авторитет. Следствием реализации этого принципа было отсутствие необходимости разрабатывать и применять способы повышения трудовой дисциплины и творческой инициативы, основанные на достижениях психологической науки. И существовали производство и наука сами по себе, независимо друг от друга.

В то же самое время западные предприятия, работавшие в условиях конкуренции, старательно внедряли у себя самые прогрессивные системы повышения производительности труда, в том числе гуманистического характера. Мы же до сих пор удивляемся, почему за двадцать лет рыночных преобразований ничего существенного в своем производстве не достигли.

Одной из причин является традиционное неуважение человеческого достоинства и соответствующее этому игнорирование достижений психологической науки и практики.

Между тем, у нас имеется огромное количество публикаций и отечественных, и зарубежных авторов, содержащих сведения, позволяющие получить четкое представление о современных способах мотивации сотрудников. Особое значение могут иметь и в первую очередь применяться  выводы, содержащиеся в гуманистической психологии и акмеологии.

СЛАЙД:


  1. Активизация и использование возможностей коллективного разума

В условиях жесткой конкуренции выигрывает тот, кто имеющиеся ресурсы использует наиболее рациональным образом. Наиболее перспективны в плане рационализации использования - человеческие ресурсы. Их интеллектуальный потенциал практически неисчерпаем. Наличие благоприятной творческой атмосферы, провоцирующей проявление сотрудниками здорового энтузиазма, продиктованного вдохновением, - условие, необходимое для повышения эффективности деятельности предприятия. Но не только.

Как отметил один из классиков американской беллетристики, два интеллекта, сошедшиеся вместе, порождают некое поле, подобное третьему интеллекту. В этом заключается особенность человеческого потенциала, и именно эта особенность лежит в основе проявления синергетического эффекта (1 + 1 = 3) в совместной деятельности. В зависимости от того, насколько организован коллектив, синергия будет положительной или отрицательной, огромной или ничтожно малой.

Поскольку категория истинных интеллигентов отличается способностями слушать и слышать, смотреть и видеть, это условие, являющееся необходимым для совместного взаимодействия в условиях производства, нужно использовать настолько, насколько позволяют современные технологии. И в этом плане Интернет предоставляет огромные возможности по реализации принципов массового сотрудничества, пропагандируемых викиномикой. Информация, расположенная на сайте, способна не только вызвать интерес посетителей, но и спровоцировать у них желание изложить соображения или оставить на нем свои комментарии. При этом обсуждению могут быть подвергнуты как вопросы, касающиеся интеллигентизации, так и многие другие из области производственных отношений. Полученная таким образом информация может представлять ценность не только для непосредственной реализации идей интеллигентизации, но и для производственной деятельности предприятия, в том числе связанной с решением кадровых вопросов

СЛАЙД:


  1. Начать с себя, продолжить предприятием, закончить планетой

Идея интеллигентизации представляет собой именно то зерно, которое в русской почве способно дать хорошие всходы. Но для этого нужно, чтобы каждый гражданин, разделяющий изложенные в данной концепции взгляды, начал участие в данном проекте именно с себя. Для этого достаточно задуматься, в какой степени свойство, называемое интеллигентностью, на его взгляд  ему присуще, какие качества нужно в себе развить, а от каких избавляться.

При этом следует иметь в виду, что понятие интеллигентности обладает способностью необыкновенно легкого проникновения в сознание человека, воспитанного на русской культуре, поскольку она этим понятием буквально пропитана. Благодаря этому идея интеллигентизации хотя бы на интуитивном уровне большинством наших соотечественников может быть понята без труда. А это имеет огромнейшее значение, поскольку непонимание – одно из самых распространенных на сегодняшний день препятствий, возникающих на пути инновационных преобразований.

В данном случае трудно себе представить человека, у которого не было бы собственного представления об этом понятии. Поэтому, чтобы руководство предприятия, имеющее намерение подхватить данный почин, развернуло программу интеллигентизации в возглавляемом коллективе, нет необходимости растолковывать ее суть, достаточно приложить минимальные усилия организационного характера.

Не исключено, что русский менталитет именно потому и привлекателен для некоторых иностранных граждан, что известен он им по тем образцам русских интеллигентов, которые после октябрьской революции попали за границу. Т.е., - по лучшим образцам, поскольку это были едва ли не самые умные, высоконравственные, горячо и искреннее любящие свою родину люди России.

А поскольку в мире есть люди, которые высоко ценят особенности русского менталитета, очень может быть, что в результате распространения настоящей идеи на мыслящую категорию человечества, русская душа перестанет быть загадкой, а превратится для людей всей планеты в уважаемый, почитаемый и авторитетный образец

СЛАЙД:


При реализации изложенных принципов следует опираться на следующие ключевые утверждения, определяющие политику интеллигентизации: 

1)      Интеллигентность является национальной, народной чертой истинно русского человека и с образованием она связана лишь настолько, насколько это необходимо для усвоения особенностей русской культуры.

2)      Уровням человеческих потребностей соответствуют кластеры качеств, образующих комплекс интеллигентности.

3)      Цели и процесс интеллигентизации коллектива коррелируют с целями и процессом самоактуализации сотрудника.

4)      Причина всех проблем, выпавших на долю интеллигентности, заключается в искаженном представлении о гордости, являющейся одним из ключевых ее признаков.

5)      Неоднозначное отношение к интеллигенции не дает права ставить под сомнение достоинства интеллигентности.

6)      Интеллигентность - явление, представляющее ценность для всего человечества. 

7)      Псевдоинтеллигентность – признак неправильного представления о человеческом достоинстве, интеллигентофобия - признак русофобии.

8)      Уровень демократизации предприятия прямо пропорционален, а масштабы распространения авторитарных методов управления обратно пропорциональны степени интеллигентности его сотрудников.

9)      Антиподом интеллигентности является хамство, характеризуемое набором качеств, образующих соответствующий комплекс (антиинтеллигентности).

Потенциал и уровень развития интеллигентности (и антиинтеллигентности тоже) с некоторой степенью достоверности могут определяться экспертными оценками или тестированием.  

 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru