1. ЧТО такое интеллигентизация отношений?
После целей вторым по значимости фактором, определяющим результативность семинара, является осознание и постепенное осмысление содержания обсуждаемых понятий.
Что же такое интеллигентизация?
Наверняка, каждому интуитивно понятно, что это такое. Но, поскольку под интеллигентизацией все-таки подразумевается не только процесс, но и результат, поэтому могут быть разные представления о способах его достижения. Чтобы в дальнейшем избежать каких-либо параллелей с интеллигентизациями, имевшими место в истории нашего государства в предыдущие годы, сделаем некоторые уточнения.
Несмотря на то, что ни один русскоязычный словарь не содержит и не дает описания понятия «интеллигентизация», его иногда используют в публикациях, подразумевая под этим процесс, целью которого является увеличение количества интеллигентов (или, иными словами, увеличение социальной категории под названием «интеллигенция»). Например:
· Лев Альшиц, Мысли вразброс, http://www.spbumag.nw.ru/2000/02/4.html
СЛАЙД:
|
Нравственность — это прежде всего интеллект, ибо без него не понять, что нравственно, а что нет. Идиоты безнравственны. Как правило, наименьшее число преступников в обществе дает интеллигенция. Как правило, преступников отличает невысокий интеллект. Самый верный, но и самый медлительный способ борьбы с преступностью, это интеллигентизация человечества. |
Следующая цитата свидетельствует о том, что мы в своих намерениях не одиноки и, несмотря на отсутствие, как утверждают специалисты, в зарубежных словарях понятия «интеллигенция», там тоже осуществление интеллигентизации лишним не считают:
СЛАЙД:
|
Опасность «Хизбут-Тахрир» для псевдодемократических режимов объясняется набором используемых ею методов. Принципиальный отказ от насилия, пропаганда своих идей через интернет, готовность к открытому диалогу с оппонентами сочетается с индивидуальной работой по нравственному, интеллектуальному и культурному совершенствованию. «Интеллигентизация широких масс» - один из основных программных тезисов этой партии (да и, пожалуй, всего салафитского реформизма). Интеллигентизация и мобилизация, ибо занятие политикой, с точки зрения «Хизбут-Тахрир», должно стать обязанностью каждого мусульманина.
|
Мы в понятие «интеллигентизация» будем вкладывать несколько иной смысл.
Под интеллигентизацией будем подразумевать процесс, направленный на формирование у себя и окружающих положительного (уважительного, почтительного) отношения к интеллигентности.
Из приведенного определения следует необходимость в определении понятия «интеллигентность», отношение к которой формируется при интеллигентизации.
Понятием интеллигентности пронизана вся русская культура, поэтому каждый из присутствующих наверняка имеет о ней не только свое представление, но и свое отношение к людям, относящимся к данной категории.
Но, если провести эксперимент, заключающийся в сопоставлении существующих по данному термину определений, можно убедиться не только в их существенном отличии, но и в необыкновенной сложности этого, казалось бы, всем известного понятия:
· Национальная психологическая энциклопедия, http://psychology.academic.ru:
СЛАЙД:
|
«Интеллигентность - совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями культуры. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств: 1) обостренное чувство социальной справедливости; 2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей; 3) следование велениям совести, а не внешним императивам; 4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; 5) способность к состраданию; 6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию».
|
· Словарь по общественным наукам, http://slovari.yandex.ru:
СЛАЙД:
|
«Интеллигентность - совокупность личностных качеств индивида, отличающихся высоким уровнем развития интеллекта, образованностью и культурой».
|
· Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура, http://slovari.yandex.ru:
СЛАЙД:
|
«Интеллигентность — понятие, относимое к общественному слою людей, отличающихся высокой культурой. Синтезирует в себе такие личностные качества, как честность, правдивость, порядочность, благородство, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, неприхотливость, в сочетании с большими интеллектуальными возможностями».
|
Можно привести еще целый ряд имеющихся определений, но и этих достаточно, чтобы прийти к выводу о том, что понятие «интеллигентность» четкого определения не имеет и это дает право каждому понимать его как угодно.
Что из этого следует? Смертельного ничего. Интеллигентность не специальность, поэтому различные взгляды на нее к нажатию «не той кнопки» не приведут. И вообще можно ею не обладать. Сказано ведь в определении: «Интеллигентность — понятие, относимое к общественному слою людей, отличающихся высокой культурой…».
Но давайте ответим на вопрос:
СЛАЙД:
|
Только ли «общественному слою людей, отличающихся высокой культурой…» должны быть свойственны «…честность, правдивость, порядочность, благородство, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность…»?
|
Или сформулируем его несколько иначе:
СЛАЙД:
Насколько хуже была бы наша жизнь, если б не только отличающиеся высокой культурой, а все или хотя бы большинство из нас синтезировали «такие личностные качества, как честность, правдивость, порядочность, благородство, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, неприхотливость, в сочетании с большими интеллектуальными возможностями»?
Ответы предсказать нетрудно, но тогда возникает вопрос, почему мы не можем сказать, что большинству из нас свойственна интеллигентность?
Чтобы разобраться в этом, вспомним кое-что из истории термина «интеллигенция». Известно, что это понятие произошло от латинского intelligentia, которое в переводе на русский язык означает понимание.
Впервые в России слово «интеллигенция» в своих дневниках использовал В.А.Жуковский описывая в 1836 г. петербургское дворянство:
СЛАЙД:
|
«Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию». |
Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1960-х годов, когда русский прозаик, критик и публицист П. Д. Боборыкин стал употреблять его в прессе (http://ru.wikipedia.org):
СЛАЙД:
|
«Называя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин вкладывал в него особый смысл: определение интеллигенции как совокупности представителей «высокой умственной и этической культуры», а не «работников умственного труда». По его мнению, российская интеллигенция — это особый морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся представители разных профессиональных групп, различных политических убеждений, но имеющие общую духовно-нравственную основу».
|
Но в 1881 году в словаре В.Даля под понятием «интеллигенция» подразумевается «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46, http://www.agape-biblia.org/books/Book05/P071.HTM#11625).
Как у любого явления, пользующегося уважением (авторитетом, брендом, спросом), тут же появляются эрзац-заменители, так и у понятия «интеллигенция» тут же появились желающие себя к ней отнести. А поскольку признак образованности являлся довольно таки формализованным, чтоб чувствовать себя интеллигентным человеком, достаточно было получить кое-какое образование.
И вот что уже в 1897 г. в своем очерке «Мысли об интеллигенции» (http://russzastava.narod.ru) пишет В.О.Ключевский:
СЛАЙД:
|
«… русский образованный человек стал на себя непохож. Куда девалось его прежнее смиренномудрие? Из скромной и трудолюбивой пчелы он превратился в кичливого празднослова, исполненного "фразерства и гордыни", проникнутого нехристианской нетерпимостью».
|
Из этой среды появилась новая революционно настроенная интеллигенция, о которой Л.А.Тихомиров в своей книге «Монархическая государственность» (http://www.rus-sky.com) пишет:
СЛАЙД:
|
«Эта новая "интеллигенция" унаследовала у стародворянской всю ее требовательность в отношении прав личности, но не имела ни силы, ни самостоятельности, ни тонкости личности стародворянского времени. Элементов устойчивости в ней поэтому было меньше, элементов самоуверенности и требовательности стало еще больше».
|
И эта новая интеллигенция, используя ударный потенциал рабочего класса, совершила революцию и сделала все, чтобы старую, подлинную, стародворянскую интеллигенцию уничтожить.
Но, вместо того, чтобы четко указать на признаки, отличающие один тип интеллигенции от другого, вождь пролетариата, как будто сам никакого отношения к данной категории не имеет, в письме к М.Горькому (Ленин В.И. Полное собрание сочинений — Москва: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 134-135) высказался:
СЛАЙД:
|
«Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно».
|
Это послужило не только призывом к издевательствам над интеллигенцией, но и началом погружения страны в атмосферу, в которой была дана зеленая улица качествам, не имеющим к интеллигентности никакого отношения. В статье «Интеллигенция: потери и приобретения» А.Н.Севастьянов пишет (http://www.sevastianov.ru):
СЛАЙД:
|
«…политические концепции, определяющие общественное развитие стран, а в конечном счете – планеты, также есть плод деятельности интеллигенции. Все это подтверждает: решающей общественной силой, подлинным всемирным классом-гегемоном стала ныне интеллигенция. Поэтому в России особенно бросались в глаза долгое и упорное третирование интеллигенции, а также официально провозглашаемая «ведущая» роль рабочего класса».
|
Такая позиция власти создала условия для появления на свет различного рода интеллигентофобов, которые из-за своей врожденной ненависти к качествам, свойственным подлинным интеллигентам, утверждают, что «русской интеллигенции больше нет» (Б.Туманов, например (http://ru.delfi.lt)). Каждый имеет право иметь по этому поводу свое мнение, мы же присоединяемся к мнению А.И.Солженицына, изложенному им в статье «Образованщина» (http://www.vehi.net ):
СЛАЙД:
|
«Поспешен и вывод, что нет интеллигенции. Каждый из нас лично знает хотя бы несколько людей, твердо поднявшихся и над этой ложью и над хлопотливой суетой о6разованщины. И я вполне согласен с теми, кто хочет видеть, верить, что уже видит некое интеллигентное ядро – нашу надежду на духовное обновление. Только по другим бы признакам я узнавал и отграничивал это ядро: не по достигнутым научным званиям, не по числу выпущенных книг, не по высоте образованности "привыкших и любящих думать, а не пахать землю", не по научности методологии, легко создающей "отраслевые подкультуры", не по отчужденности от государства и от народа, не по принадлежности к духовной диаспоре ("всюду не совсем свои"). Но – по чистоте устремлений, по душевной самоотверженности – во имя правды и, прежде всего, – для этой страны, где живешь».
|
Однозначно утверждать, что сегодня нет социального заказа на интеллигентность, нельзя, поскольку, наверное, ни одно человеческое качество не выдержало в своей истории столько предательства и подлости, как это. Где сознательно, а где бессознательно, но истинная интеллигентность в России на протяжении полутора веков старательно уничтожалась. Тем не менее, она еще жива. Причем, в гораздо большем степени, чем этого хотелось бы всякого рода врагам России и русскости. Понятно, что, если б на нее вообще не было социального заказа, этого не произошло бы. Заказ есть, но ему не хватает легитимности. То есть, интеллигентность в нашем обществе, как и духовность, - с одной стороны, как бы и нужна, но говорить об этом считается чуть ли не признаком дурного тона. Гораздо приятнее собрать кучу чернухи об интеллигентах ленинского типа, например, или о современных политтехнологах, мнящих себя интеллигентами, и вместе в ними отправить на свалку истории и интеллигентность. Поэтому, часто люди выбирают стиль поведения, прямо противоположный тому, который свойственен истинному интеллигенту.
Наша задача заключается в том, чтобы скептицизм, презрение и пренебрежение к интеллигентности сменились на уважение к ней. А для этого нужно рассмотреть это понятие и содержащуюся в нем сущность во всей полноте и многообразии. Поэтому,
СЛАЙД:
|
Интеллигентизация это, прежде всего, процесс по устранению причин, препятствующих формированию и проявлению интеллигентности, предполагающий, наряду с остальным, конкретизацию понятия «интеллигентность». |
Чтобы конкретизировать его и при этом не стать в оппозицию к авторам уже существуюших N определений, создавая N+1-е, поступим следующим образом: введем новое, не существующее ни в одной энциклопедии понятие «комплекс интеллигентности» и наполним его содержанием:
СЛАЙД: Под комплексом интеллигентности будем подразумевать такую совокупность качеств, которые характеризуют личность с позиций ее патриотизма, порядочности и профессионализма.
Что это за совокупность качеств? Вот она:
СЛАЙД:
|
Названия кластеров
|
Качества, входящие в кластеры/признаки интеллигентности
|
|
ПАТРИОТИЗМ
|
|
|
ПОРЯДОЧНОСТЬ
|
Нравственность, приличие, пристойность, скромность, искренность, открытость, честность, принципиальность, дисциплинированность, пунктуальность, надежность, самокритичность, аккуратность, духовность, решительность, смелость, наличие воли, чести, совести, чувства собственного достоинства (гордости)
|
|
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
|
Любопытство, любознательность, пытливость, старательность, усидчивость, усердие, увлеченность, трудолюбие, добросовестность, образованность, квалификация, компетентность, эрудиция, мастерство, мудрость, гениальность, творчество, креативность, новаторство, инициативность, талант, наличие знаний, умений, навыков, опыта, уверенности, чувства удовлетворения
|
Поэтому, мы под интеллигентностью будем подразумевать способность ее носителя иметь в себе и ценить в других такие свойства, как патриотизм, порядочность и профессионализм.
Может возникнуть вопрос, почему при описании интеллигентности нужно использовать понятие «комплекс»?
Потому, что интеллигентность проявляется комплексно, любой набор качеств ее не характеризует. Т.е., о наличии в человеке интеллигентности, качества, принадлежащие трем кластерам (щедрость, скромность и усердие, например) свидетельствуют. А вот, допустим, образованность, квалификация и компетентность, принадлежащие одному из них, о наличии интеллигентности не говорят практически ничего.
При этом необходимо иметь в виду, что качества, являющиеся признаками интеллигентности, никогда не присутствуют в человеке сами по себе, а выступают взаимосвязанными группами. Например, если известно, что человек обладает благородством, то без всяких сомнений можно утверждать, что ему свойственны и щедрость, и бескорыстие, и альтруизм, и многие другие качества, характеризующие его, как патриота. Но при этом дисциплинированностью, пунктуальностью, надежностью и другими качествами, относящимися к порядочности, он может и не отличаться. Иными словами, любая совокупность качеств, проявляющихся в патриотизме, порядочности и профессионализме может рассматриваться как комплекс интеллигентности
Таким образом, интеллигентизацию теперь можно определить так:
СЛАЙД:
|
Интеллигентизация - это процесс, направленный на формирование у себя и окружающих положительного (уважительного, почтительного) отношения к качествам, образующим комплекс интеллигентности. |
Соответственно,
СЛАЙД:
|
Интеллигентизацией отношений будем называть процесс по созданию на предприятии такого коллектива, каждый член которого в своем отношении к окружающим, к самому себе и к своему труду стремится проявлять качества, образующие комплекс интеллигентности. |
Нетрудно заметить, что настоящая концепция представляет собой нетрадиционный подход к понятию «интеллигентизация». Это заключается в том, что интеллигентизации подлежат не сотрудники сами по себе, а их отношение к качествам, образующим комплекс интеллигентности и уже, как проявление этих отношений, – их личностные качества. А, оказывая влияние на отношение человека к тем или иным сущностям, мы влияем на его качества и, следовательно, на него самого. В том числе, формирование у сотрудника положительного отношения к качествам, образующим комплекс интеллигентности, способствует возникновению этих самых качеств в его менталитете и их проявлению в его поведении.
Понятно, что под интеллигентизацией отношений будем подразумевать не только межличностные отношения, хотя и их тоже, но и весь огромный, если не сказать бесконечный, спектр отношений человека к самым разным аспектам окружающей действительности: к себе, к другим людям, к животным, к труду, к собственности, к законам, к решениям, к качествам и т.д. и т.д.
Ответ на вопрос, что такое интеллигентизация отношений на предприятии будет неполным, если не коснуться вопроса о том, что такое псевдоинтеллигентизация и антиинтеллигентизация.
СЛАЙД:
|
Псевдоинтеллигентизацией является любая деятельность, осуществляемая под видом интеллигентизации, но ввиду каких-либо причин, таковой не являющаяся.
|
Иными словами, если интеллигентизация фактически не обеспечивает положительного отношения к качествам, образующим комплекс интеллигентности, ее можно назвать псевдоинтеллигентизацией.
СЛАЙД:
|
Антиинтеллигентизация – это весьма распространенное на сегодняшний день явление, проявляющееся в формировании отрицательного (неуважительного, пренебрежительного) отношения к качествам, образующим комплекс интеллигентности.
|
Нет комментариев. Ваш будет первым!