1. ЧТО такое интеллигентизация отношений?

После целей вторым по значимости фактором, определяющим результативность семинара, является осознание и постепенное осмысление содержания обсуждаемых понятий.

Что же такое интеллигентизация?

Наверняка, каждому интуитивно понятно, что это такое. Но, поскольку под интеллигентизацией все-таки подразумевается не только процесс, но и результат, поэтому могут быть разные представления о способах его достижения. Чтобы в дальнейшем избежать каких-либо параллелей с интеллигентизациями, имевшими место в истории нашего государства в предыдущие годы, сделаем некоторые уточнения.

Несмотря на то, что ни один русскоязычный словарь не содержит и не дает описания понятия «интеллигентизация», его иногда используют в публикациях, подразумевая под этим процесс, целью которого является увеличение количества интеллигентов (или, иными словами, увеличение социальной категории под названием «интеллигенция»). Например:

·                Лев Альшиц, Мысли вразброс, http://www.spbumag.nw.ru/2000/02/4.html

СЛАЙД:

Нравственность — это прежде всего интеллект, ибо без него не понять, что нравственно, а что нет. Идиоты безнравственны. Как правило, наименьшее число преступников в обществе дает интеллигенция. Как правило, преступников отличает невысокий интеллект. Самый верный, но и самый медлительный способ борьбы с преступностью, это интеллигентизация человечества.

Следующая цитата свидетельствует о том, что мы в своих намерениях не одиноки и, несмотря на отсутствие, как утверждают специалисты, в зарубежных словарях понятия «интеллигенция», там тоже осуществление интеллигентизации лишним не считают:  

·                Егоров И. Исламское Возрождение, http://www.liberty.

СЛАЙД:

Опасность «Хизбут-Тахрир» для псевдодемократических режимов объясняется набором используемых ею методов. Принципиальный отказ от насилия, пропаганда своих идей через интернет, готовность к открытому диалогу с оппонентами сочетается с индивидуальной работой по нравственному, интеллектуальному и культурному совершенствованию. «Интеллигентизация широких масс» - один из основных программных тезисов этой партии (да и, пожалуй, всего салафитского реформизма). Интеллигентизация и мобилизация, ибо занятие политикой, с точки зрения «Хизбут-Тахрир», должно стать обязанностью каждого мусульманина.

Мы в понятие «интеллигентизация» будем вкладывать несколько иной смысл.

Под интеллигентизацией будем подразумевать процесс, направленный на формирование у себя и окружающих положительного (уважительного, почтительного) отношения к интеллигентности.

Из приведенного определения следует необходимость в определении понятия «интеллигентность», отношение к которой формируется при интеллигентизации.

Понятием интеллигентности пронизана вся русская культура, поэтому каждый из присутствующих наверняка имеет о ней не только свое представление, но и свое отношение к людям, относящимся к данной категории.

Но, если провести эксперимент, заключающийся в сопоставлении существующих по данному термину определений, можно убедиться не только в их существенном отличии, но и в необыкновенной сложности этого, казалось бы, всем известного понятия:

·              Национальная психологическая энциклопедия, http://psychology.academic.ru:

СЛАЙД:

«Интеллигентность - совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями культуры. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:

1) обостренное чувство социальной справедливости;

2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;

3) следование велениям совести, а не внешним императивам;

4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;

5) способность к состраданию;

6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию».

·              Словарь по общественным наукам, http://slovari.yandex.ru:

СЛАЙД:

«Интеллигентность - совокупность личностных качеств индивида, отличающихся высоким уровнем развития интеллекта, образованностью и культурой».

·              Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура, http://slovari.yandex.ru:

СЛАЙД:

«Интеллигентность — понятие, относимое к общественному слою людей, отличающихся высокой культурой. Синтезирует в себе такие личностные качества, как честность, правдивость, порядочность, благородство, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, неприхотливость, в сочетании с большими интеллектуальными возможностями».

Можно привести еще целый ряд имеющихся определений, но и этих достаточно, чтобы прийти к выводу о том, что понятие «интеллигентность» четкого определения не имеет и это дает право каждому понимать его как угодно.

Что из этого следует? Смертельного ничего. Интеллигентность не специальность, поэтому различные взгляды на нее к нажатию «не той кнопки» не приведут. И вообще можно ею не обладать. Сказано ведь в определении: «Интеллигентность — понятие, относимое к общественному слою людей, отличающихся высокой культурой…».

Но давайте ответим на вопрос:

СЛАЙД:

Только ли «общественному слою людей, отличающихся высокой культурой…» должны быть свойственны «…честность, правдивость, порядочность, благородство, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность…»?

Или сформулируем его несколько иначе:

СЛАЙД:

Насколько  хуже была бы наша жизнь, если б не только отличающиеся высокой культурой, а все или хотя бы большинство из нас синтезировали «такие личностные качества, как честность, правдивость, порядочность, благородство, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, неприхотливость, в сочетании с большими интеллектуальными возможностями»?

Ответы предсказать нетрудно, но тогда возникает вопрос, почему мы не можем сказать, что большинству из нас свойственна интеллигентность?  

Чтобы разобраться в этом, вспомним кое-что из истории термина «интеллигенция». Известно, что это понятие произошло от латинского intelligentia, которое в переводе на русский язык означает понимание.

Впервые в России слово «интеллигенция» в своих дневниках использовал В.А.Жуковский описывая в 1836 г. петербургское дворянство:

СЛАЙД:

«Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию».

Массовое употребление понятия «интеллигенция»  в русской культуре началось с 1960-х годов, когда русский прозаик, критик и публицист П. Д. Боборыкин стал употреблять его в прессе (http://ru.wikipedia.org):

СЛАЙД:

«Называя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин вкладывал в него особый смысл: определение интеллигенции как совокупности представителей «высокой умственной и этической культуры», а не «работников умственного труда». По его мнению, российская интеллигенция — это особый морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся представители разных профессиональных групп, различных политических убеждений, но имеющие общую духовно-нравственную основу».

 

Но в 1881 году в словаре В.Даля под понятием «интеллигенция» подразумевается «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46, http://www.agape-biblia.org/books/Book05/P071.HTM#11625).

Как у любого явления, пользующегося уважением (авторитетом, брендом, спросом), тут же появляются эрзац-заменители, так и у понятия «интеллигенция» тут же появились желающие себя к ней отнести.  А поскольку признак образованности являлся довольно таки формализованным, чтоб чувствовать себя интеллигентным человеком, достаточно было получить кое-какое образование.

И вот что уже в 1897 г. в своем очерке «Мысли об интеллигенции» (http://russzastava.narod.ru) пишет В.О.Ключевский:

СЛАЙД:

«… русский образованный человек стал на себя непохож. Куда девалось его прежнее смиренномудрие? Из скромной и трудолюбивой пчелы он превратился в кичливого празднослова, исполненного "фразерства и гордыни", проникнутого нехристианской нетерпимостью».

Из этой среды появилась новая революционно настроенная интеллигенция, о которой Л.А.Тихомиров в своей книге «Монархическая государственность» (http://www.rus-sky.com) пишет:

СЛАЙД:

«Эта новая "интеллигенция" унаследовала у стародворянской всю ее требовательность в отношении прав личности, но не имела ни силы, ни самостоятельности, ни тонкости личности стародворянского времени. Элементов устойчивости в ней поэтому было меньше, элементов самоуверенности и требовательности стало еще больше».

И эта новая интеллигенция, используя ударный  потенциал рабочего класса, совершила революцию и сделала все, чтобы старую, подлинную, стародворянскую интеллигенцию уничтожить.

Но, вместо того, чтобы четко указать на признаки, отличающие один тип интеллигенции от другого, вождь пролетариата, как будто сам никакого отношения к данной категории не имеет, в письме к М.Горькому (Ленин В.И. Полное собрание сочинений — Москва: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 134-135) высказался:

СЛАЙД:

«Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно».

Это послужило не только призывом к издевательствам над интеллигенцией, но и началом погружения страны в атмосферу, в которой была дана зеленая улица качествам, не имеющим к интеллигентности никакого отношения. В статье «Интеллигенция: потери и приобретения» А.Н.Севастьянов пишет (http://www.sevastianov.ru):

СЛАЙД:

«…политические концепции, определяющие общественное развитие стран, а в конечном счете – планеты, также есть плод деятельности интеллигенции. Все это подтверждает: решающей общественной силой, подлинным всемирным классом-гегемоном стала ныне интеллигенция. Поэтому в России особенно бросались в глаза долгое и упорное третирование интеллигенции, а также официально провозглашаемая «ведущая» роль рабочего класса».

Такая позиция власти создала условия для появления на свет различного рода интеллигентофобов, которые из-за своей врожденной ненависти к качествам, свойственным подлинным интеллигентам, утверждают, что «русской интеллигенции больше нет» (Б.Туманов, например (http://ru.delfi.lt)). Каждый имеет право иметь по этому поводу свое мнение, мы же присоединяемся к мнению А.И.Солженицына, изложенному им в статье «Образованщина» (http://www.vehi.net ):

СЛАЙД:

«Поспешен и вывод, что нет интеллигенции. Каждый из нас лично знает хотя бы несколько людей, твердо поднявшихся и над этой ложью и над хлопотливой суетой о6разованщины. И я вполне согласен с теми, кто хочет видеть, верить, что уже видит некое интеллигентное ядро – нашу надежду на духовное обновление. Только по другим бы признакам я узнавал и отграничивал это ядро: не по достигнутым научным званиям, не по числу выпущенных книг, не по высоте образованности "привыкших и любящих думать, а не пахать землю", не по научности методологии, легко создающей "отраслевые подкультуры", не по отчужденности от государства и от народа, не по принадлежности к духовной диаспоре ("всюду не совсем свои"). Но – по чистоте устремлений, по душевной самоотверженности – во имя правды и, прежде всего, – для этой страны, где живешь».

Однозначно утверждать, что сегодня нет социального заказа на интеллигентность, нельзя, поскольку, наверное, ни одно человеческое качество не выдержало в своей истории столько предательства и подлости, как это. Где сознательно, а где бессознательно, но истинная интеллигентность в России на протяжении полутора веков старательно уничтожалась. Тем не менее, она еще жива. Причем, в гораздо большем степени, чем этого хотелось бы всякого рода врагам России и русскости. Понятно, что, если б на нее вообще не было социального заказа, этого не произошло бы. Заказ есть, но ему не хватает легитимности. То есть, интеллигентность в нашем обществе, как и духовность, - с одной стороны, как бы и нужна, но говорить об этом считается чуть ли не признаком дурного тона. Гораздо приятнее собрать кучу чернухи об интеллигентах ленинского типа, например, или о современных политтехнологах, мнящих себя интеллигентами, и вместе в ними отправить на свалку истории и интеллигентность. Поэтому, часто люди выбирают стиль поведения,  прямо противоположный тому, который свойственен истинному интеллигенту.

Наша задача заключается в том, чтобы скептицизм, презрение и пренебрежение к интеллигентности сменились на уважение к ней. А для этого нужно рассмотреть это понятие и содержащуюся в нем сущность во всей полноте и многообразии.  Поэтому,

СЛАЙД:

Интеллигентизация это, прежде всего, процесс по устранению причин, препятствующих формированию и проявлению интеллигентности, предполагающий, наряду с остальным, конкретизацию понятия «интеллигентность».

Чтобы конкретизировать его и при этом не стать в оппозицию к авторам уже существуюших N определений, создавая N+1-е, поступим следующим образом: введем новое, не существующее ни в одной энциклопедии понятие «комплекс интеллигентности» и наполним его содержанием:

СЛАЙД:

Под комплексом интеллигентности будем подразумевать такую совокупность качеств, которые характеризуют личность с позиций ее патриотизма, порядочности и профессионализма. 

 Что это за совокупность качеств? Вот она:

СЛАЙД:

Названия кластеров

Качества,  входящие в кластеры/признаки интеллигентности

 

ПАТРИОТИЗМ

Щедрость, бескорыстие, альтруизм, благородство, гуманность, терпимость, человечность, толерантность, самоотречение, милосердие, добропорядочность, заботливость, вежливость, коллективизм, привязанность, преданность, бережливость, хозяйственность, рачительность, наличие благодарности,  чувства сопричастности

 

ПОРЯДОЧНОСТЬ

Нравственность, приличие, пристойность, скромность, искренность, открытость, честность, принципиальность, дисциплинированность, пунктуальность, надежность, самокритичность, аккуратность, духовность, решительность, смелость, наличие воли, чести, совести, чувства собственного достоинства (гордости)

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Любопытство, любознательность, пытливость, старательность, усидчивость, усердие,  увлеченность, трудолюбие, добросовестность, образованность, квалификация, компетентность, эрудиция, мастерство, мудрость, гениальность, творчество, креативность, новаторство, инициативность, талант, наличие знаний, умений, навыков, опыта, уверенности, чувства удовлетворения

Поэтому, мы под интеллигентностью будем подразумевать способность ее носителя иметь в себе и ценить в других такие свойства, как патриотизм, порядочность и профессионализм.  

Может возникнуть вопрос, почему при описании интеллигентности нужно использовать понятие «комплекс»?

Потому, что интеллигентность проявляется комплексно, любой набор качеств ее не характеризует. Т.е., о наличии в человеке интеллигентности, качества, принадлежащие трем кластерам (щедрость, скромность и усердие, например) свидетельствуют. А вот, допустим, образованность, квалификация и компетентность, принадлежащие одному из них, о наличии интеллигентности не говорят практически ничего.

При этом необходимо иметь в виду, что качества, являющиеся признаками интеллигентности, никогда не присутствуют в человеке сами по себе, а выступают взаимосвязанными группами. Например, если известно, что человек обладает благородством, то без всяких сомнений можно утверждать, что ему свойственны и щедрость, и бескорыстие, и альтруизм, и многие другие качества, характеризующие его, как патриота. Но при этом дисциплинированностью, пунктуальностью, надежностью и другими качествами, относящимися к порядочности, он может и не отличаться. Иными словами, любая совокупность качеств, проявляющихся в патриотизме, порядочности и профессионализме может рассматриваться как комплекс интеллигентности

Таким образом, интеллигентизацию теперь можно определить так:

СЛАЙД:

Интеллигентизация - это процесс, направленный на формирование у себя и окружающих положительного (уважительного, почтительного) отношения к качествам, образующим комплекс интеллигентности.

Соответственно,

СЛАЙД:

Интеллигентизацией отношений будем называть процесс по созданию на предприятии такого коллектива, каждый член которого в своем отношении к окружающим, к самому себе и к своему труду стремится проявлять качества, образующие комплекс интеллигентности.

Нетрудно заметить, что настоящая концепция представляет собой нетрадиционный подход к понятию «интеллигентизация». Это заключается в том, что интеллигентизации подлежат не сотрудники сами по себе, а их отношение к качествам, образующим комплекс интеллигентности и уже, как проявление этих отношений, – их личностные качества. А, оказывая влияние на отношение человека к тем или иным сущностям, мы влияем на его качества и, следовательно, на него самого. В том числе, формирование у сотрудника положительного отношения к качествам, образующим комплекс интеллигентности, способствует возникновению этих самых качеств в его менталитете и их проявлению в его поведении.

Понятно, что под интеллигентизацией отношений будем подразумевать не только межличностные отношения, хотя и их тоже, но и весь огромный, если не сказать бесконечный, спектр отношений человека к самым разным аспектам окружающей действительности: к себе, к другим людям, к животным, к труду, к собственности, к законам, к решениям, к качествам и т.д. и т.д.

Ответ на вопрос, что такое интеллигентизация отношений на предприятии будет неполным, если не коснуться вопроса о том, что такое псевдоинтеллигентизация и антиинтеллигентизация. 

СЛАЙД:

Псевдоинтеллигентизацией является любая деятельность, осуществляемая под видом интеллигентизации, но ввиду каких-либо причин, таковой не являющаяся.

Иными словами, если интеллигентизация фактически не обеспечивает положительного отношения к качествам, образующим комплекс интеллигентности, ее можно назвать псевдоинтеллигентизацией.

СЛАЙД:

Антиинтеллигентизация – это весьма распространенное на сегодняшний день явление, проявляющееся в формировании отрицательного (неуважительного, пренебрежительного) отношения к качествам, образующим комплекс интеллигентности.

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru